Надежда Костылева
«Влияние системы работы с родителями на качество дошкольного образования».
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного образовательного процесса детского сада. Дошкольное учреждение всегда уделяло этому направлению большое внимание, но модель взаимодействия с семьей время от времени претерпевала значительные изменения.
Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны определяют динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью.
Публикация «„Влияние системы работы с родителями на качество дошкольного образования“,» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, дошкольное учреждение представляет собой открытую и развивающую систему. Актуальной задачей является создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качества и возможностей ребенка.
Наш детский сад – это Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колокольчик» пгт Кумены Куменского района Кировской области.
На сегодняшний день функционирует 6 групп, общая численность детей 130 человека. Приоритетное направление физкультурно – оздоровительная работа
Повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с основными социальными заказчиками – родителями воспитанников; педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле воспитания и образования, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении.
В нашем детском саду главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг друга в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.
Одной из наиболее эффективных форм работы с родителями мы считаем клуб молодой семьи «Гнездышко». Участниками клуба являются дети и родители. Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу воспитательно – образовательного процесса проблем. Руководитель клуба, изучив собственный потенциал каждой семьи, старается привлечь родителей в качестве организаторов, консультантов. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогают в оснащении образовательного процесса, третьи – чему-то учат детей. Планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело.
Работа клуба способствует созданию условий, обеспечивающих высокое качество результатов воспитательно-образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка с учетом его индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала.
В детском саду практикуются тематические и индивидуальные консультации, как по запросам родителей, так и специально организованные для группы родителей, имеющих сходные проблемы воспитания. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению; к консультации привлекаются компетентные в этой области специалисты и родители.
Интересно проходят встречи за «круглым столом», когда организатором выступает родитель, приглашая заинтересованных мам и пап принять участие в обсуждении проблемного вопроса, При этом педагог выступает координатором родительских дебатов, побуждает родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Такие встречи нацелены на адресную работу с родителями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей, которые желают поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить к обучению в школе.
Во время проведения «Дня открытых дверей», для тех кто готовится к поступлению в детский сад, всегда отводится время для выступления родителя, чей ребенок уже посещает ДОУ. Наравне с заведующим детским садом, который знакомит родителей с задачами, приоритетным направлением учреждения, родители рассказывают о традициях детского сада, правилах, делятся своим личным опытом, который они приобрели в адаптационный период. Мы считаем, что это способствует установке доверительных отношений между родителями и детским садом.
В нашем детском саду традиционно проведение совместных праздников для детей, когда воспитатели вместе с родителями работают над сценарием и вместе с детьми устраивают представление или группа инициативных мам и пап, а иногда и бабушек готовят развлечение для своих малышей (обычно в группах младшего возраста). Такие мероприятия способствуют приобретению опыта партнерских отношений. Когда родители становятся творцами интересной жизни детей и в детском саду и дома возникает интерес и доверие, что позволяет узнавать о культурных традициях других семей, о различных подходах к воспитанию. Это помогает в дальнейшем избежать проблем в детско-родительских отношениях, быстрее находить верный выход из трудной ситуации.
Хочется отметить, что родители всегда активно откликаются принять участие в спортивных праздниках, развлечениях, мы стараемся привлечь их не только в качестве участников, но и консультантов, арбитров, болельщиков.
Неоднократно за время учебного года проводятся выставки, совместных работ детей и родителей. При этом в комиссию по подведению итогов всегда включаются представители родительского комитета.
Дети всегда очень эмоционально откликаются на проявление творчества родителями: будь то роль на празднике или поделка из природного материала. Они учатся с уважение, любовью и благодарностью смотреть на своих мам, пап, бабушек, дедушек, которые, оказываются, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки.
В детском саду активно используется такая форма работы как «Гость группы». Когда родитель или группа родителей одной профессии проводят с детьми беседу о своей работе, при этом используют фото, видеоматериал или организуют экскурсию. Приходят интересные люди с рассказом о своем увлечении, при этом обязательно организуют практическую деятельность с детьми, а иногда и с воспитателями.
Родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми, принять участие в непосредственной образовательной деятельности. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагогов, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. «Запускается» рефлексивная деятельность, все ли я делаю, как надо, чему надо поучиться.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. В свою очередь у детей повышается самооценка, создается ситуация успеха, что очень важно для становления личности ребенка.
Учитывая занятость родителей, используются такие формы общения как «Родительская почта», «Телефон доверия».
Значительным подспорьем в работе педагогов стала библиотека игр. Родители, благодаря воспитателям, знакомятся с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома, в свою очередь пополняя библиотеку новыми играми, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Родители активно участвуют и в управленческой деятельности ДОУ, являются членами Совета ДОУ, принимают активное участие в заседаниях педагогического совета, оказывают помощь в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. При этом активно участвуют в принятии управленческих решений. Родители включены в управление качеством образования через общественно-государственные формы управления.
В работе с родителями для нас очень важен положительный семейный опыт, с крепкими семейными традициями, с высокими нравственными устоями. Папы и мамы делятся положительным опытом вербально, с использованием видеотеки, оформляют фотовыставки, семейные проекты, через средства массовой информации.
Педагоги имеют возможность, лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Родители имеют возможность объективно оценивать уровень работы ДОУ.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 25% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 85% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.
Таким образом от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. Современный педагогический процесс позволяет ребенку успешно адаптироваться и удачно реализовывать себя в подвижном социуме, способствует развитию его социальных компетенций в условиях семьи и детского сада.