Солодкина Людмила Константиновна
Влияние родительства на становление личности ребенка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние родительства на становление личности ребенка раннего возраста
Государственное учреждение образования
«Могилевский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
Тема: «Влияние родительства на становление личности ребенка раннего возраста»
Подготовила:
учитель-дефектолог Солодкина Л. К.
Могилев 2021
(Слайд 4)
Публикация «Влияние родительства на становление личности ребенка раннего возраста» размещена в разделах
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования и становлении личности.
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка раннего возраста состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание и становлении личности ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
(Слайд 5)
Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение.
Родительство входит как относительно самостоятельная система в систему семьи.
Цель родительства – рождение и воспитание детей.
Родительство включает в себя материнство и отцовство, но рассматривается шире их простой совокупности. Отдельные проблемы материнства достаточно разработаны в современной психологии, отцовство практически не изучено. Не разработаны способы целенаправленного формирования осознанного родительства. Во многом это связано с тем, что родительство – это феномен, трудно поддающийся формализации,
оно формируется под влиянием различных социальных и биологических факторов и в свою очередь определяет состояние общества.
Родительство описывается понятиями «ответственность», «доверие», «готовность».
Возникновение ответственности может проявляться в разное время: задолго до появления ребёнка, во время беременности и родов, сразу после рождения, некоторое время спустя. Иногда чувство ответственности за ребёнка появляется у супругов не синхронно. Содержание, вкладываемое в понятие «ответственность» у мужчин и женщин также разное.
Родительство предполагает наличие представлений и ожиданий не только по отношению к ребёнку, но и к супругам.
Родительство как интегральное образование личности включает :
- семейные ценности
- родительские установки и ожидания
- родительское отношение
- родительские чувства
- родительские позиции
- родительская ответственность
- стиль семейного воспитания
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
(Слайд 6)
Главными задачами семьи являются;
- формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве;
- формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном.
Можно выделить три стиля семейного воспитания;
- демократический
- авторитарный
- попустительский (либеральный)
При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".
При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
Ребёнок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних.
(Слайд 7)
Необходимость семейного воспитания объясняется следующим;
- семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к ребенку и ответные чувства (привязанность, доверие);
- ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию;
- представляя собой малую группу, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора, и опыта.
Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в становлении личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей - в защите, нравственной помощи со стороны родителей.
Влияние родителей на становление личности ребенка - дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики.
В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка задач, более или менее целенаправленная преемственность методов и приемов воспитания, учет того, что можно и что нельзя допустить в отношении ребенка. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира ребенка.
(Слайд 8-13)
Типы воспитания, которых следует избегать:
- «Кумир семьи»
Ребенок обожаем, любим, любая прихоть ребенка – закон. Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты». Ребенок растет капризным, своевольным эгоистом. Освобожден от всех обязанностей.
-«Гиперопека»
Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых. Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем. Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей
Растет безвольным, трудности в общении.
-«Гипопека»
Ребенок предоставлен сам себе, ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым.
Временами вспоминают, что он есть. Ребенку уделяют минимум внимания.
-«Ежовые рукавицы»
Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются, внушают лишь подчинение.
Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста.
-«Повышенная моральная ответственность»
На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста.
Свои не оправдавшиеся надежды родители мечтают реализовать в детях, ребенку поручают заботиться о младших в доме.
Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание душевного и телесного здоровья.
У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый ребенок, сколько бы ему ни было лет, - это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем ребенке. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, знания его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, последовательно и планомерно влиять на становление личности ребенка, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивать их.
(Слайд 14)
Доверие – вот главная линия поведения отца и матери.
Принципы необходимые при общении с ребенком :
-принятие ребенка, то есть ребенок принимается таким какой он есть;
- эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблему, принимает его позицию;
- конгруэнтность (предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека происходящему);
- безусловная любовь (со стороны родителей)
Воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно – эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность. Ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.
(Слайд 15)
Успехом в положительном влиянии на становлении личности ребенка в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности.