Зайцева Оксана Анатольевна
Влияние развития мелкой моторики на мыслительную деятельность ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов и родителей
Влияние развития
мелкой моторики
на мыслительную
деятельность ребёнка
Мелкая ручная моторика - это способность пальцев рук к точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией.
Публикация «Влияние развития мелкой моторики на мыслительную деятельность ребёнка» размещена в разделах
Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости.
Постоянная стимуляция пальчиков малыша, простейшие упражнения на развитие их чувствительности, подвижности способно правильно сформировать речь, уже заранее определить задатки скорого речевого развития и богатого интеллектуального потенциала.
Все родители играли с малышами в такие простейшие игры, как «ладушки», «сорока-белобока», «гуси-гуси» и так далее, которые и являются замечательными упражнениями по развитию мелкой моторики ручек.
Их польза ещё и в том, что определённые движения пальчиками и ручками выполняются под слова, малыш со временем понимает ритм слов, а затем и значение, старается повторить их за взрослым. Но многие современные мамы считают, что эти игры уже давно устарели. Эти игры не могут быть устаревшими, потому что отвечают самому главному принципу во все времена - всестороннему развитию малыша, формированию у него логических связей в действиях, связи между словом и действием. Тексты этих игр незамысловатые, простенькие, но это - именно то, что требуется малышу на этом периоде развития. Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы:
Пальчиковая гимнастика;
Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и. т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона);
Сминание пальцами комочков из бумаги;
Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.);
Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров);
Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т. д);
Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей - ниткопись.
Шнуровка на различных предметах;
Сматывание шерстяной пряжи в клубки;
Завязывание и развязывание бантов, узлов;
Застегивание пуговиц, молний, крючков;
Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.)
Графические упражнения - игры: " Дорожка", " По точкам", " Узоры крестиком" и др.
Физические упражнения, основанные на хватательных движениях;
Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки;
Лепка из соленого теста;
Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и тд.);
Плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок;
Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.
Игры с баночками и коробочками
Подбери крышку
Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т. д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.
Баночки и палочки
В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Ребёнок будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.
Сундучок с сокровищами
В сундучок или пластиковый контейнер с крышкой положите мелкие безделушки: брелок, камешек, счетную палочку, игрушку от киндерсюрприза, короткую ленточку, резинку от волос и пр. Ребёнок с удовольствием будет открывать - закрывать сундучок, доставать и разглядывать его содержимое.
Яичный контейнер
Возьмите пластмассовый контейнер от куриных, перепелиных или шоколадных (киндер-сюрпризов) яиц. Предложите ребёнку распределять в ячейки капсулы от киндер-сюрпризов. Чтобы малышу было интереснее - в капсулы можно насыпать различные крупы.
Игры с пирамидками
Колечки завертелись
Наденьте на тонкий стержень пирамидки (или на не заточенный карандаш) 2-3 колечка. Возьмите руку ребенка в свою и, дотрагиваясь его рукой до колечек, раскручивайте их. Вскоре малыш поймет принцип игры и будет действовать самостоятельно.
Колечки – колёсики
Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки-доски.
По порядку становись
Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.
Собираем, пирамидку
Помогите малышу разобрать и собрать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывайте ребенку, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое.
Игры с матрешками
Матрешка в матрешке
Покажите малышу, как открывать матрешки и вынимать их друг из друга, а потом снова закрывать. Затем помогите ребёнку снова собрать матрешек в одну большую матрешку.
Кто в матрешечке живет
В каждую матрешку положите по одной небольшой игрушке и выставите их перед ребёнком. Из одной матрешки, например, может
выглядывать кончик атласной ленты. Ребёнок с интересом будет раскрывать матрешки и разглядывать их содержимое.
Кто съел конфетку?
Положите в одну из матрешек конфетку и попросите малыша угадать, кто из матрешек съел конфетку. может подносить к уху и греметь матрешкой, а может открывать каждую и заглядывать внутрь.
Игры с рамками-вкладышами
Рамки-вкладыши состоят из двух частей: рамки с подложкой и вкладыша со штырьком, за который удобно держаться. Ребенку нужно вкладывать вкладыши в соответствующие отверстия. Рамки - вкладыши могут быть на разные темы: овощи, фрукты, игрушки, животные, геометрические формы и т. д.
Игры с пазлами
Пазлы - это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т. д.).
Игры с мозаикой
Для маленьких детей подойдет мозаика в виде объемных шестиугольных фишек-сот или в виде «гвоздиков-грибочков» с круглыми шляпками.
Дорожка
Покажите ребёнку игрушку животного (например, зайчика) от киндерсюрприза. Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.
Снег или дождь
Предложите малышу изобразить дождь или снег (в зависимости от времени года на данный момент). Малышу нужно выложить в произвольном порядке на основе синих элементов мозаики.
Звёздочки на небе
Приготовьте игрушку животного, например волка. И скажите малышу, что волк бродит в лесу и ему темно. Надо зажечь на небе звездочки: расположить в произвольном порядке желтые детали мозаики. «Утром», когда взойдет солнышко, звездочки можно убрать.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и· способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры — это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важнь1 эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую - нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.
Пальчиковые гимнастики
«Капуста».
Мы капусту рубим,
(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).
Мы морковку трем,
(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).
Мы капусту солим,
(имитируют посыпание соли из щепотки).
Мы капусту жмем.
(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).
В кадку все утрамбовали,
(потирают кулак о кулак).
Сверху грузиком прижали.
(ставят кулак на кулак).
«Компот»
Будем мы варить компот,
(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
слив положим и песок.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(опять «варят» и «мешают»).
«Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листья дуба соберем,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Маме осенний букет отнесем.
(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).
Игры с конструктором
Конструктор - это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.
Игры с магнитами
Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т. д.) или друг к другу.
Игры с прищепками
Годовалый ребенок пока не справится с прикреплением прищепок, зато у него хорошо получится снимать их с различных предметов: с пластмассового ведерка, с деревянной палочки, с книжки, с картонных силуэтов (ежика, солнышка, елочки и т. п., с веревки, с ткани и т. д.
Игры с пуговицами, шашками и бусинами
Копилка
Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки.
Шашки - камешки
Малышу нужно кидать шашки в банку из-под кофе с прорезанным отверстием в крышке, а камушки складывать в коробку.
Витаминки в пузырьке
Возьмите пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить в него витаминки. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.
Пуговицы - карандаши
Возьмите четыре банки разных цветов (можно от пальчиковых красок или от кофе, обклеенных цветной бумагой, прорежьте в крышках круглые отверстия. Покажите малышу, что красные пуговицы - карандашики надо бросать в красную баночку. Синие - в синюю и т. д.
Шнуровка
Предлагайте малышу пособия, в которых с помощью шнурка нужно пришивать различные детали.
Волшебные палочки
Разложите на столе счетные палочки. Возьмите с малышом по одной палочке и сделайте вид, будто вы чистите ими зубы. Потом положите палочки на стол и возьмите еще по одной палочке. Этой палочкой «причешитесь» и тоже положите её на стол. Возьмите с ребенком две следующие и как бы порисуйте ими и т. д.
Игры с бумагой и салфетками
Снежки из бумаги
Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги
Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки - это будут снежинки.
Уровень развития мелкой моторики - ОДИН из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
В ходе проведения индивидуальных занятий у детей развиваются внимание, память, умение слушать, доводить начатое дело до конца, усидчивость, самостоятельность.