Любовь Сорокина
Влияние музыки на живопись
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе я попыталась показать неразрывную взаимосвязь музыки, цвета и графики, немного рассказать о методике, которая позволяет выявлять и развивать уровень способностей к самостоятельному мышлению человека, определять типологические свойства личности, реализовывать возможности «цветного слуха», через рисование музыки, проявляя ассоциативную природу музыкального восприятия. Умение слушать и вслушиваться в звуки, которые играют музыкальными тембрами, красками, цветами, бликами – это умение постигать музыкальность и цветовое богатство окружающего мира, развивать чуткий слух ко всему, что является по-настоящему прекрасным.
Публикация «Влияние музыки на живопись» размещена в разделах
Целью данной работы является: изучить взаимосвязь музыки и живописи.
Актуальность работы заключается в том, что музыка и живопись, позволяет установить ассоциативную связь между зрительными и звуковыми образами.
Гипотеза: «Если есть взаимосвязь музыки и живописи, то большинство людей при прослушивании музыки могут создать зрительный образ, представить себе картину»
Объектом исследования являются люди в возрасте 10-50 лет.
Предмет исследования – это взаимосвязь музыки и живописи.
методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников;
- беседы с людьми различных возрастов; анкетирование по выявлению ассоциаций на музыкальные произведения;
- анализ полученных данных.
Задачи:
• Подобрать и изучить литературу
• Изучить психофизиологические процессы восприятия музыки и живописи.
• Изучить влияние музыки и живописи на образное мышление человека.
• Исследовать взаимосвязь музыки и живописи
Эта работа посвящена воздействию музыки и цвета на человека, отзывчивости на музыкальное звучание, эмоциональному отношению, выявление цвето-тембровых соответствий к различным соло-инструментам (скрипке, флейте, клавесину, симфоническому и эстрадному оркестрам, характеристике цветного слуха по четырем ассоциациям, средств музыкальной выразительности через рисование музыки.
2. Основная часть.
Психологами доказано, что постоянное присутствие музыки в жизни человека очень важно. Под нее легче работается и думается, она помогает расслабиться и настроиться на определенный лад, она сопровождает человека и в горе, и в радости. В общем, музыка является замечательным фоном для деятельности людей. Удачно подобранная мелодия позволяет создать у человека определенный настрой: под музыку лучше рисовать или лепить. Она способна повышать эффективность деятельности людей. [4]
Так, с начала 20 века распространение получает специфическая форма визуализации музыки, производимая уже, так сказать, «от руки», без всяких физических приборов. Реально же эта своеобразная методика связана с «зарисовыванием» музыкальных впечатлений любыми живописно-изобразительными средствами, не только графическими, но и красочными (в основном, это абстрактные композиции). [2]
Если обратиться к истории вопроса, впервые эта методика была предложена и использована в психотерапии австрийцем Оскаром Райнером, который обобщил итоги экспериментов в специальной книге «Musikalische Graphik», изданной в 1925 году. В следующем году он основывает в Вене «Общество музыкальной графики» и периодическое издание по этой проблеме. После смерти О. Райнера в 1941 г. его дело продолжили Г. Зюндерманн и Б. Эрнст. С 1962 г. «рисование музыки» было введено в учебный курс венской Академии музыки и изобразительного искусства, а инициативная группа оформилась в небольшой специальный институт, при котором был создан специальный музей лучших «портретов» музыки. Проведенный в этом институте анализ доказывает эффективность и перспективность методики рисования музыки в педагогике. [1]
Методика «музыкальной живописи» нашла последователей во многих странах мира. В нашей стране исследования в этой области были начаты около 30 лет назад именно в Казани. Опыты преследовали поначалу, в основном, педагогические цели - проверка эффективности самого метода в обучении музыке и живописи в условиях школы, но оказывается, спектр возможностей очень велик, так как, музыка и живопись это еще и проявление синестезии.
Синестезия (одновременное ощущение, совместное чувство) — в психологии — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств возникают ощущения, соответствующие другому органу чувств. [5]
При рассмотрении данной темы характерно стремление связать проблему «музыкальной живописи», то есть, зарисовывания впечатлений от восприятия музыки в красочных предметах и беспредметных формах, с законами восприятия, а ещё точнее - с теорией синестезии. Именно здесь обнаруживается взгляд на проблему. Понятие «синестезия» переводится как соощущение. Но такая простая расшифровка оказывается недостаточной. Существуют десятки различных определений синестезии, которые сильно противоречат друг другу не только из-за различия в концепциях объяснения, но и потому, что одним термином, по сути дела, определяются различные явления. [5]
Сторонником рассмотрения синестезии и, в частности, «цветного» слуха является Б. М. Галеев. Он определяет синестезию как многослойную межчувственную ассоциацию. Основной тип используемых в искусстве ассоциаций, лежащий в основе синестезии, есть ассоциация по сходству, которая может возникать как по внешним признакам звука и цвета, так и по содержательности; среди последних основное - это сходство по эмоциональному воздействию. Очевидно, способность восприятия объясняются в музыке представлением целых музыкальных произведений. [1]
Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искус-ства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия. Музыканты и музицирование, музыкальные инструменты служили излюбленной моделью для изобразительного искусства разных эпох.
Античные барельефы и вазы с изображением музыкантов, играющих на авлосах и кифарах, сменяются средневековыми фресками и иконами с изображением музицирующих ангелов. В Эпоху Возрождения художники пишут картины, персонажи которых соучастники концертов. Например, «Сельский концерт» художника Джорджоне. В Эрмитаже экспонируется одна из лучших картин итальянского художника XVII в. Караваджо «Лютнист». Музыкальные инструменты сохранили свою привлекательность и для современных живописцев. На полотнах Пикассо, например, можно часто увидеть отдельные фрагменты в разных ракурсах.
Внутренний мир композиторов, многогранность их личности раскрывает портрет Ф. Шопена работы художника Э. Делакруа, М. П. Мусорского и А. П. Бородина, созданные И. Е. Репиным и др.
Художники нередко пытались изображать и сами музыкальные формы. Это оказывалось возможным потому, что в музыкальной и живописной композиции часто действуют сходные закономерности: для живописи, например, так же важно значение ритма, движения, как для музыки – колорита, симметрии. Мы говорим о линии в изобразительном искусстве и о мелодической линии в музыке, о пропорциях и там, и здесь.
Музыка и сама великолепно умеет живописать, рисовать. Уже в XVII-XVIII вв. существовали жанры музыкальной зарисовки. В фортепианном цикле «Карнавал» Р. Шуман нарисовал портреты своих выдающихся современников: скрипача Н. Паганини, композитора Ф. Шопена. В XIX в. появляется особый жанр симфоническая картина. Замечательно изобража-ет море в «Садко» Римский-Корсаков, фантастичны сказочные персонажи А. К. Лядова.
Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так, В. Кандинский (1866–1944) соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр, а известный живописец М. Сарь-ян (1880–1972) писал: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так». Особое яв-ление у композиторов – цветной слух, при котором отдельные тона и то-нальности музыкального произведения ассоциируются с определенными цветами.
Цветным слухом обладали Р. Вагнер, Н. А. Римский-Корсаков. В поэме А. Н. Скрябина «Прометей» в нотах выписана специальная цветовая стро-ка. По замыслу автора, исполнение поэмы должно было сопровождаться проецированием на экран цветовой гаммы.
Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. «Цветной слух» присущ и творческим индивидуальностям многих современных композиторов. К примеру, Э. Денисову (1929–1996) – некоторые его сочинения вдохновлены переливами цвета, игрой света в воздухе и на воде.
Особенно ясно параллели между музыкальными опусами и живописными работами просматриваются во французском и русском искусствах. Ис-кусствоведы пристально изучают взаимосвязь между живописью рококо и творчеством клависинистов XVIII века, между революционным искусством художника Ж. Давида, музыкой Ф. Госсека и раннего Л. Бетховена, между романтическими образами Э. Делакруа и Г. Берлиоза, между полотнами импрессионистов и сочинениями К. Дебюсси. На русской почве они регулярно подчеркивают параллели между полотнами В. Сурикова и народными драмами М. Мусоргского, находят аналогию в изображении природы у П. Чайковского и И. Левитана, сказочных персонажей у Н. Римского-Корсакова и В. Васнецова, символических образов у А. Скрябина и М. Врубеля.
Между тем о подлинном сплаве художественного и музыкального видения мира можно говорить, только познакомившись с творчеством М. Чю-рлениса (1875-1911) – выдающегося литовского художника и композито-ра. Наиболее известные его картины «Сонаты» (состоящие из полотен Allegro, Andante, Scherzo, Finale) и «Прелюдии и фуги» несут на себе отпечаток музыкального восприятия автором окружающей действительности. Из музыкального наследия М. Чюрлениса, в котором живописное начало проявляется наиболее оригинально, выделяются его симфонические поэмы («В лесу», «Море») и фортепианные пьесы.
Музыкальность живописи – это не только угадываемые, предполагаемые звуки, зарождающиеся в душе композитора, звуки музыкальных инструментов, звуки природы, - но и такие чисто изобразительные свойства картины, как её колорит, композиция линий и цветовых сочетаний, расположение ритмических элементов, вся организация художественного пространства. Такая связь живописи и музыки конечно же метафорична, но то, что она существует, подтвердит каждый художник.
Звуки, чередуясь, сливаются в одну мелодию. Ритм - он един для всего!
Музыкальная мелодия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности, в ее основе - временная упорядоченность звуков.
Но чтобы оценить размеры пространственной конструкции геометриче-ской фигуры, мы должны проследить взглядом от начала до конца эту фи-гуру, и чем больше, например, длина ее, тем длительнее будет восприятие. Очевидно, здесь и заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком.
Следует отметить, что восприятие музыки приведет к созданию восприятия в сознании человека в том случае, если оно будет соприкасаться с познавательной, предметной, практической деятельностью человека, пользуясь ей как питательной средой. [9]
Рассмотрение процесса визуализации музыки за сравнительно короткую историю существования (с 20-х гг. нашего столетия) завоевал достойное место среди методов специального воспитания. В её основе лежит один из важнейших принципов - принцип наглядности. А наглядность связана со зрительной формой восприятия. В естественных науках уже давно применяется своеобразная визуализация абстрактных понятий, невидимых явлений, отображаемых в виде графиков. [5]