Галина Максименко
«Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста». Сообщение из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
От игры в раннем возрасте зависит очень многое, в том числе и развитие речи ребенка. В наш детский сад приходят детки в возрасте 1,5- 2 года. Основная часть детей не умеют говорить У детей наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованы, медлительны в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых лёгких упражнений замедленный. Наблюдения показывают, что у детей преобладает пассивная речь, а над развитием активной речи необходима серьёзная работа.
Публикация «„Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста“, Сообщение из опыта работы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме, если развитие пальцев отстаёт, то задерживается речевое развитие.
Для решения этой проблемы стоят определенные цели:
- способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга;
- развивать творческие способности, фантазию;
- стимулировать развитие речи;
- расслаблять мышцы рук и всего тела;
- улучшить произношение звуков;
- создать эмоционально положительный настрой.
-донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
На раннем этапе нам необходимо научить ребенка понимать речь взрослого. Речь ребенка напрямую зависит от того, как мы часто и долго разговариваем с малышом, от правильного произношения звуков и слов, от грамматически правильной речи. В этом нам помогает использование малых фольклорных форм: потешек, прибауток, закличек, хороводных и подвижных игр, песенок. Использование народного фольклора в повседневной жизни( «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса», «Кастрюля- хитра», «У собачки боли» и т. д.) способствуют развитию не только КГН, но и развитию речи малыша. Необходимо преподнести это как игру. Во время проведения той или иной игры, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Нужно помнить – ребенок личность неповторимая, и то, что нравится одному- неприемлемо для другого. То что интересно одному малышу и вызывает у него бурю положительных эмоций, у другого может вызвать негатив.
Любую игру можно разбить на этапность:
1. Сначала взрослый проговаривает текст, сопровождая его действием.
2. Ребенок пытается воспроизвести движения взрослого.
3. Ребенок пытается повторить сам текст.
Все задания выполняются в медленном темпе, что бы ребенок смог запомнить. Обязательно надо следить за правильностью выполнения детьми движений. Необходимо помнить главное это,что бы эта игра- деятельность приносила ребенку положительные эмоции, в противном случае он откажется выполнять те или иные указания. Игры и упражнения, проводимые систематически с раннего возраста, помогают детям раньше заговорить. Так же важную роль в развитии речи детей играют и пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики -это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Развивая пальчики ребенка – мы развиваем и его речь. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей такие упражнения.
Очень хорошо вводить эти игры в физ. минутки в образовательной деятельности или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок. Форма работы может быть разнообразная: это и занятия, как со всей группой, так и с подгруппой, и индивидуально с каждым ребенком. Можно привести ряд игр, способствующих развитию мелкой моторики.
Массаж пальчиков: катание массажных мячиков, орехов, шишек, карандашей, круглых щеток между ладошками, пуговичный массаж.
Игры – шнуровки.
Воздушно- пузырчатая пленка.
Игры с предметами домашнего обихода (прищепки, пуговицы, бусины, крупы и т. д.)
Крупы: рисование- «Я рисую горы, лес дремучий, а потом солнышко
Нарисую выше тучи
Дом. В котором мы живем!»
Ниткотерапия: замывание и разматывания клубочков (паучок, бабочка, выкладывание из ниток разных фигурок.
Развивающие игры :с вкладыванием, с конструктором, мозаикой, пазлы.
Игры с платочком : «Лез медведь в свою берлогу, все бока свои помял,
(медленно засовываем платочек одним пальцем в кулачок)
Эй, скорее. На подмогу, мишка, кажется. Застрял!
(с силой вытянуть платочек)»
Можно предложить разнообразное нанизывание. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, рожки и т. д.
Игры с палочками : выкладывание из палочек различных фигурок.
Занятия продуктивной деятельностью: рисование ладошками, пальчиками.
Лепка.
Игры с водой, песком.
Что же происходит, когда ребенок занимается тем или иным видом деятельности?
-Выполнение упражнений с ритмическими движениями пальчиками приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, но в конечном итоге стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают эмоциональное благоприятное общение, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка (попытки повторить некоторые слова, звуки, фразы).
- Малыши учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет сопровождать упражнения короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать положение рук и последовательность движения.
- Развивается сенсорное восприятие мира.
- Развивается воображение и фантазия.
- Мышцы кистей рук и пальцев приобретают силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем очень поможет в овладении навыками письма.
Конечно, очень важно все сопровождать движениями- действиями. Так ребенку легче запомнить текст. И еще важно, задания с использованием мелких предметов необходимо выполнять под наблюдением воспитателей.
Также немаловажную роль в развитии речи малышей играют игры- театрализации. Чтобы заинтересовать ребёнка предлагаемой развивающей игрой, лучше всего предать ей сказочности. Используя в игровой деятельности сказочного сюжета или персонажа, мы концентрируем его внимание и, не заметно для ребенка, подталкиваем его к активной разговорной речи.
К трем годам речь становится не потребностью (дай пить, мама дай куклу, а средством познания окружающего мира, обогащается её смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает всё, о чем говорит с ним взрослый. Заметно увеличивается словарный запас. Дыхательный и артикулярный аппарат только развивается, к трем годам остаются некоторые несовершенства в произнесении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, можно использовать такое упражнение «Сдуй снежинку» ребенок должен сделать длинный выдох, чтобы сдуть снежинку с варежки. «Плывет, плывет кораблик!» для того, чтобы кораблик плыл, надо на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щек. Таким образом, нужно пригнать кораблик к другому краю таза.
Очень важно в этом возрасте развивать словарь ребенка. Вот несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря.
- когда гуляете с ребенком, старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду (это дуб, а это береза)
-старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов (у дома есть крыша, дверь, окна)
-малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанной игрушки. Задача не только найти, но и сказать, что где было.
-старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах.
Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются», упражнения в комбинации с движениями («Фонетическая ритмика», упражнения с опорой на картинный материал.
Развивают речь ребенка можно и нужно через подвижную игру.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Ее применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры. Дети раннего возраста еще очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал.
Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
И как результат нашей работы : в нашем детском саду у основной части детей уже к концу первого году пребывания – речь заметно развита, детки могут отвечать на такие сложные вопросы воспитателя как: Где? Почему? Что делает? Зачем? Наши малыши знают много стишков, песенок.