Ольга Ушакова
Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника.
Рекомендации для воспитателей
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Публикация «Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие, и организованные, с готовыми правилами.
В современной педагогической литературе и в практике игр, которые создаются самими детьми, называются "творческими", или «сюжетно-ролевыми». Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни);
по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);
по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-др аматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные). Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Сюжетно – ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируется все психические качества и особенности личности ребенка.
Структурными компонентами сюжетно – ролевой игры называют роль, сюжет, правило, игровые действия, игровые и реальные отношения, предметы заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.
Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: «трут морковку», «режут хлеб», «моют посуду». При этом результат действия не используется детьми – нарезанный хлеб никто не ест, а вымытая посуда на стол не ставиться. Сами действия при этом максимально развернуты, они не могут быть сокращенными, и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребенка.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами – заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет – заместитель становиться опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон.
Изучение уровня сформированности игровых действий и игровых предпочтений у младших дошкольников мы изучали на базе МДОУ ДС №51, во второй младшей группе «Почемучки», в эксперименте участвовало 20 детей 3 – 4 лет. Мы предлагали детям играть в следующие игры : семья, больница, шофер, строитель, артист, магазин, почта, МЧС. Распределяли роли по желанию детей и предлагали играть, осуществляя лишь общее руководство, не давали инструкций и ничего показывали. Дети включались в игры, а мы осуществляли наблюдение по определенным критериям. Уровень развития игровых действий мы изучали путем наблюдения по следующим критериям:
1. разнообразие игровых действий;
2. наличие логики, жизненной последовательности, постепенного расширения числа действий;
3. наличие логики по ходу игровых действий;
4. соответствие действий роли, разнообразие действий согласно роли;
5. наличие действий направленных на другие персонажи;
6. действия логичны и воссоздают реальную логику.
В результате наблюдений мы обнаружили, что всех детей можно поделить на четыре больших группы:
1) дети, у которых игровые действия не развиты: В играх их действия однообразны, больше похожи на манипуляции, не направлены на взаимодействие с другими персонажами, нет логики и соответствия замыслу и заданному сюжету.
2) Дети с зачаточным уровнем развития игровых действий - в их действиях имеется определенная последовательность, число игровых действий немного разнообразнее, однако еще не совсем прослеживается логика, нет соответствия сюжету и направленности на других персонажей.
3) Дети со средним уровнем развития игровых действий – действия определяются ролью в игре, они достаточно последовательны и разнообразны, однако слабо выражена направленность на других персонажей.
4) дети с высоким уровнем развития игровых действий – действия четко и последовательно воссоздают реальную логику, взаимодействуют при этом с другими персонажами.
На начальном этапе нашего эксперимента соотношение детей по уровню развитости игровых действий выглядело следующим образом: несформированные игровые действия наблюдались у 10 детей, что составило 50% от общего числа детей. Зачаточные игровые действия наблюдались 7 детей, что составило 35% от общего числа. Средний уровень игровых действий наблюдался у 2 детей – 10%, высокий уровень у 1 ребенка – 5% от общего количества детей.
Наблюдения показали, что на начальном этапе эксперимента 50% дети не имели развитых игровых действий, а наиболее привлекательной игрой для них были магазин и семья, это связанно с недостатком игрового и жизненного опыта. Дети умеют проигрывать и имитировать лишь то, с чем сталкиваются повседневно, не умеют при этом разыгрывать более сложные сюжеты и брать на себя незнакомые роли.
В ходе педагогической работы в группе реализация эксперимента осуществлялась следующим образом, педагоги осуществляли руководство играми в соответствии с основными дидактическими принципами и в соответствии с методическими задачами развития игровой деятельности детей. Мы подбирали и организовывали игры, содержание которых соответствовало интересам и возможностям детей. На первых этапах брали на себя основные роли, в игре постепенно замещая себя наиболее активными детьми, давая возможность детям проявить себя. Первое время распределяли роли, меняли детей по очереди. Активизировали работу родителей, обогащали среду, увеличивали количество реквизита, давали детям задания: изготовить с родителями те или иные предметы для игр, в чем они участвовали с удовольствием. Разрабатывали игры с усложняющимся сюжетом. В течение первого полугодия игра детей младшей группы стала принимать качественно новый уровень, а развитость игровых действий имела значительную динамику.
В ходе экспериментальной работы возросло количество детей, у которых появились зачатки игровой деятельности, и втрое уменьшилось число детей у кого игровые действия были не сформированы вовсе. Увеличилось и количество детей со средним и высоким уровнем игровых действий. Система сопровождения игровой деятельности дошкольников позволили двум детям раскрыть свои потенциальные возможности игры, что сделало их игру более увлекательной и интересной, что положительно сказывается и на игровых мотивах других детей.
Изменились и игровые предпочтения детей, некоторые игры отошли на второй план, а другие обрели своих почитателей
В заключение можно отметить, что динамика игровой деятельности детей в ходе правильно-организованной педагогической деятельности носит неизменно положительный характер, систематические сюжетно – ролевые игры позволили детям обогатить свой игровой и жизненный опыт, освоить различные роли, дали возможность научиться играть самостоятельно, что является основной целью работы педагога по развитию игровой деятельности младших дошкольников.
В заключении хочется отметить, что игра - вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение социальных отношений, в котором формируется и совершенствуется социально активная индивидуальность ребенка. На наш взгляд для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность. Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.
Предложенные рекомендации по сопровождению игр дошкольников носят весьма эффективный характер и способствуют развитию игровых действий и обогащению игровой деятельности в целом.