Аинна Герасименко
Виды пересказов в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться с вами опытом работы по теме «Виды пересказов в работе учителя-логопеда с детьми ОНР».
Слайд 2 актуальность
В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Слайд 3
Темочки:
- Логопедические конспекты занятий
- Нарушение речи, ОНР
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
К числу важнейших задач работы учителя- логопеда и воспитателя логопедической группы с дошкольниками с общим недоразвитием речи относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности и как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения. Связная речь представляет собой развернутые высказывания, которые связаны между собою по смыслу, структуре, содержащие законченную мысль и обеспечивают общение людей.
Слайд 4
Обучение пересказу играет важную роль в формировании связной речи дошкольников. На занятиях по пересказу уточняется и расширяется словарь детей, закрепляется правильное звукопроизношение, развивается речевой слух, формируется грамматический строй речи, развивается внимание, память, мышление, воспитывается чувство языка, формируется интерес к тому, как следует излагать мысли.
Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах А. М Бородич, В. П. Глухова, Е. И. Тихеевой, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой и других. Все авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.
Слайд 5 Я в своей работе для развития связной речи активно использую методику обучения пересказа и опираюсь на разработки Ткаченко Т. А., Гомзяк О. С., Нищевой Н. В., Теремковой Н. Э.
Слайд 6
О структуре занятия по пересказу текста уже говорилось ранее. Ее содержание вы видите на экране.
Для себя я выделила разные виды пересказа и выстроила систему работы по обучению пересказа от легкого вида к более сложному.
Слайд 7
Следующий вид пересказа это пересказ с использованием предметных картинок.
В этом рассказывании непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями с предметными картинками. План рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на доске.
Слайд 8 Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; Образец рассказа дает детям необходимые речевые средства.
В своей работе по обучению детей пересказу, при данном виде, я использую рабочие тетради Н. В. Нищевой, данный комплект называется «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Он состоит из четырех тетрадей с 5 - 7, и еще тетрадь с 3-5. В рабочей тетради представлены адаптированные для дошкольников рассказы русских писателей Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина, Е. А. Пермяка, Н. И. Сладкова. Работа с этими текстами составляет целую систему.
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия, чтение стихотворения, загадывание загадки, прослушивание фрагмента музыкального произведения и т. п. (для создания эмоционального фона восприятия текста). Это может быть игра подвижная, различные упражнения, отгадывание загадки и т. д.
2. Выразительное чтение рассказа или сказки педагогом без предупреждения детей о последующем пересказе (для обеспечения целостного восприятия текста).
3. Беседа по тексту. Работа над языком произведения (образность). Объяснение новых и непонятных слов. Это подборка вопросов к тексту. Вы читаете ребенку рассказ, потом задаете вопросы, и ребенок отвечает на вопросы, кстати, примерные ответы детей уже приведены в каждом тексте.
4. Повторное чтение рассказа педагогом с предупреждением о последующем пересказе. Демонстрация опорных картинок во время чтения. 5. Пауза для подготовки к пересказу. 6. Пересказ текста детьми с опорой на картинки. 7. Оценка работы детей.
Затем рассматривание серии картинок к рассказу и далее ребенок пересказывает текст с опорой на картинки.
Для организации бесед по рассказам и сказкам в пособии содержатся вопросы и предполагаемые ответы детей, а для организационных моментов — загадки, потешки, стихи. Опорные картинки заменят собой план пересказа и станут для детей хорошими помощниками. Структура образовательной ситуации по обучению дошкольников пересказу по опорным картинкам следующая.
Слайд 9
Пересказ рассказа с помощью мнемотаблицы
Наглядность представлена графическим или частично графическим изображением персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Пересказывать с помощью мнемотаблиц помогает детям видеть всех действующих лиц. Свое внимание, ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений и выстраивает правильную последовательность рассказа.
Например: пересказ рассказа «Осень» начинается: Наступила осень. (изображение осени) Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают, начинается листопад. (изображено осеннее дерево с опадающими листьями) и т. д.
При пересказе русских народных сказок обучаю детей использовать в речи зачин например «Жили были… В некотором царстве…»
Слайд 10
Следующий вид - это пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.
Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.
Как и в других видах пересказа делается упор на закрепление звукопроизношения, на построение грамматически правильных предложений, на последовательность и логичность высказывания
Слайд 11
по наглядному (демонстрируемому) действию
Дети приобретают первоначальный опыт пересказа в лицах, с использованием элементов драматизации; они знакомятся с изложением текста от первого лица от лица героя. Наглядность представлена в виде предметов, объектов и действий с ними. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей.
Занятие начинается с просмотра «спектакля». Дети наблюдают, как 2 «артиста» выполняют действия, заранее оговоренные с ними мною. Затем начинается обсуждение увиденного по вопросам. Далее я даю образец рассказа (3-4 предложения) и дети пересказывают.
Слайд 12
Творческий пересказ.
Этот вид пересказа предполагает выполнение творческих заданий, например пересказ от имени определённого героя, пересказ с какими-либо изменениями. Пересказ с изменением лица.
Этот вид пересказа предполагает выполнение творческих заданий, например пересказ от имени определённого героя и применяют только в работе со старшими дошкольниками, поскольку они уже имеют достаточный опыт воспроизведения текстов.
Творческий пересказ включает в себя :
- Пересказ с изменением лица. Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо. Например, если в произведении автор пишет «Я пошёл…», то при таком пересказе ребёнок должен сказать «Автор пошёл…»
- Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки ушёл и от бабушки убежал можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т. д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.
- Кроме того, могут встречаться пересказы с творческими дополнениями: например: дополнить рассказ составлением предложений по двум предметным картинкам, восстановление деформированных предложений, отбор слов из предложенных педагогом и составление из них предложений. Слайд 13
Пересказ с использованием элементов драматизации
На этом этапе происходит совершенствование фразовой речи. Дети учатся выразительно передавать диалог героев рассказа и сказки. Детям очень нравится драматизации сказок, они могут вечером самостоятельно разыгрывать спектакли друг другу.
Слайд 14
В нашей группе создан театральный уголок в котором находятся разные виды театров (Пальчиковый, перчаточный, театр на прищепках) и атрибуты для драматизаций.
Хочу представить вам фрагмент занятия, пересказ сказки «Колобок» с элементами драматизации. (просмотр видео)
Используя в своей работе данные виды пересказа, я увидела значительные результаты:
В результате работы с пересказами у детей :
1. У детей активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, закрепляется звукопроизношение, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
2. В речи появляются авторские выражения, речевые обороты, народные присказки, поговорки, пословицы, развивается связная речь.
3. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
4. Стимулируются мыслительные операции.