Старокожева Олеся Алексеевна
Конспект занятия «Вежливое слово — всей жизни основа»
▼ Скачать +Заказ
Ход ЗАНЯТИЯ
I.Организационный момент.
Звучит песня «Улыбка» на слова М. Пляцковского, музыка Вл. Шаинского.
Воспитатель:-Как вы думаете, почему мы наше занятие начали с прослушивания этой песни? (ответы детей)
Воспитатель: -Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, проявить доброе отношение, расположение к другому человеку. А от этого и настроение становиться лучше, верно?
А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по – доброму?
Дети: -Не всегда.
Публикация «Конспект занятия „Вежливое слово — всей жизни основа“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Воспитатель:-Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому с ним легко и приятно?
Дети:-Такого человека можно назвать воспитанным.
Воспитатель:-Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдёт разговор о вежливости. Это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
- А вы знаете, что означает слово «вежливый»? (дети читают в словаре значение этого слова)
-В старину слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия и умеет выражать доброе отношение к людям.
ВЕЖЛИВОСТЬ - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
II.Основная часть
-Сегодня на занятии, мы покажем с вами, умеем ли мы быть воспитанными и вежливыми. А для этого мы совершим путешествие по необычному городу. Он называется Город Волшебных слов. Мы отправимся туда двумя командами на разноцветном автобусе. (слайд 3)
Воспитатель:-А теперь, начнём наше путешествие, во время которого вы вспомните много известных вам вежливых слов и правил, а так же познакомитесь с новыми.
-Взгляните, перед вами карта Города Волшебных слов. Своё путешествие мы начнём с улицы Добрых слов и поступков, а затем проедем по самым интересным улицам, делая в нужных местах остановки. Итак, мы отправляемся в путь.
Воспитатель:-Ребята, вам знакома фраза «Слово лечит, но слово и ранит». Объясните её смысл (ответы детей)
-А сейчас, послушайте одну небольшую историю.
В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп. Который был рабом у царя Ксанфа. Однажды царь пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед самое лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает самым лучшим кушаньем на свете какие-то языки. На это Эзоп ответил: «Ты велел, царь купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви», Такое рассуждение понравилось царю и его гостям. В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал царь приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп купил языки. Все опять очень удивились. Тогда слуга объяснил: «Ты велел мне отыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? С помощью языка люди огорчают, обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушить целые города и целые государства. Может ли быть что- то хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
- В чём смысл этой истории (ответы детей)
- Как вы поняли, почему язык можно назвать другом и врагом (ответы детей)
Воспитатель: -Часто ребята дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают товарищам обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Всё это несовместимо с понятием «воспитанный человек». Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками других детей, смеяться над ними. Но не только слова, должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: «Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша – водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стёклами не хвастай!»
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену,
-Нет, - говорит он, - никогда
Очков я не надену!
- Как вы думаете, почему Саше больно и обидно (ответы детей)
- Можно ли смеяться над человеком, который носит очки (ответы детей)
- Правильно ли поступают ребята (ответы детей)
Наблюдая за вами, я сделала вывод: что ваши ссоры зачастую начинаются из – за пустяка: толкнул, выхватил, задел. Это может перерасти в ссору.
- Как вы думаете, что легче: ссориться, или мириться? Почему?
Предлагаю вам решить нравственную задачку.
Мальчик принёс в школу новую книгу, чтобы показать товарищу. Неожиданно кто – то из ребят выхватил книгу из рук и не хочет отдавать. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Условие : книгу нужно получить мирным путём, без драки и ссоры.
Воспитатель:-А теперь, давайте поиграем, в игру «Слово – магнит». Перед вами ряд слов, посмотрите, какие слова легко «примагничиваются» к слову «воспитанный», а какие совсем не подходят. (слайд 4)
- +
Добрый, грубый, неопрятный, любезный, школа, драчливый, уступчивый, злой, ученик, помощь, лживый, честный, отзывчивый, вежливый.
- Как вы думаете – от чего зависит сила вежливых слов? (ответы детей)
-Сила вежливых слов зависит от того, как они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть «волшебными». А примеры вы увидите сами, потому что мы попали в тупик Вредных советов. (автобус передвигается на карте) (слайд 5)
-Жители этого тупика приготовили для вас вредные советы. Внимательно послушайте стихи и скажите, что в этих советах неправильного, вредного, и как по – настоящему нужно поступить в данных ситуациях.
Воспитатель читает стихи.
Если ты пришел к знакомым –
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
* * *
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из – за угла.
* * *
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лёжа в луже, -
Ты ничуть не огорчён.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Воспитатель: Конечно, все эти советы не зря носят название «вредные» - на самом деле не надо себя так вести.
Наше путешествие продолжается. Посмотрите на карту города Волшебных слов. Мы попали на Весёлую полянку. (слайд 6) Выйдем из автобуса и немного отдохнём.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА. (видеоролик)
Воспитатель: Теперь мы с вами добрались до Театральной улицы (слайд 7) здесь у нас произойдёт знакомство с мальчиком по имени Петрусь.
Стихотворение «Невежливая вежливость» И. Кульская
Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только – только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром! Дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Иринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Иринка, стой,
- Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку…
Как невежлива девчонка!
Нес учитель стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
Вы, - учитель закричал,
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
- Какие вежливые слова произносил Петрусь (ответы детей)
-Почему стихотворение называется «Невежливая вежливость»?
- Что бы вы посоветовали Петрусю?
Воспитатель: А теперь мы выполним с вами следующее задание:
Необходимо стрелками соединить слова - приветствия, как и с кем, вы будете здороваться.
МАМА ПРИВЕТ
ДРУГ ДОБРОЕ УТРО
УЧИТЕЛЬ ПОЖАТЬ РУКУ
ЗНАКОМЫЙ «САЛЮТ»
ПАПА ОБНЯТЬ И ПОЦЕЛОВАТЬ
III.Рефлексия
Воспитатель:-Наше путешествие подошло к концу.
- По какому городу мы путешествовали?
-Давайте вспомним, с какими вежливыми словами мы сегодня встречались, и какие ещё слова мы должны знать, чтобы быть воспитанными. Для этого, я предлагаю составить словарь «Вежливых слов».
А – аккуратный.
Б – будьте добры, благодарю, будь здоров.
В – вежливый и т. д.
В конце занятия проводится игра «Клубочек».
Дети встают по кругу и по очереди называют имена друг друга со словами : «Я рад Света, что ты стоишь рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т. д.
Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы
не разорвать общий круг
.