Получи документы

Цифровые технологии в обучении ЦОС

Евгения Пырикова
Цифровые технологии в обучении ЦОС
▼ Скачать + Заказать документы

В раннем возрасте рисование представляет собой «эксперимент» ребенка с материалами (красками, фломастерами, карандашами, мелками, который строится на простой манипуляции изобразительными инструментами. Для того чтобы манипуляция перешла в стадию эксперимента, а потом - в продуктивную изобразительную деятельность, необходимо руководство со стороны взрослого. При этом важно помнить, что роль взрослого заключается в том, чтобы показать детям способы использования тех или иных изобразительных материалов, чтобы у ребенка постепенно формировалось представление об их выразительных возможностях. От того, насколько интересно и познавательно будет проходить совместная работа, зависит самостоятельное творчество ребенка на последующих возрастных этапах.

Ранний возраст - один из очень сложных в плане обучения, поскольку в этот период дети быстро переключаются с одного действия на другое, с одного предмета на другой. Их внимание неустойчивое и рассеянное, и они быстро утомляются от монотонной работы. Тем не менее они открыты к изобразительным экспериментам. Эту особенность важно помнить при подборе содержания, приемов и техник работы. Любой метод, который применяет педагог в процессе обучения детей раннего возраста художественным эталонам, должен использоваться в комплексе с другими методами и приемами.

Еще одной особенностью является то, что при обучении детей раннего возраста педагогу часто приходится комментировать все свои изобразительные действия, совершаемые для получения работы. В этом случае дети быстрее учатся соотносить словесную инструкцию с конкретным изобразительным действием. Однако это запоминание не должно быть механическим. Важно, чтобы у ребенка постепенно складывалось представление о способах, приемах, техниках, необходимых для создания образа.

Характеризуя содержание рисунков, важно отметить, что у детей раннего возраста они представляют собой абстракции, яркие, сочные по цвету и динамичные по технике. Однако ни цветовое решение, ни технику дети пока выбирать не умеют. Они просто стараются оставить след тем инструментом, который попал им в руки. Движения их пока не скоординированы, хаотичны, но при этом их отличает непосредственность, которую нужно сохранить на протяжении всего дошкольного периода. Когда детские работы похожи на взрослые,. они утрачивают свою изюминку. Поэтому при обучении детей рисованию необходимо стимулировать и поддерживать творческую инициативу ребенка.

Активность принадлежит педагогу, поскольку именно он направляет мaлышa в его изобразительных поисках и экспериментах. И от того, насколько интересно и познавательно будет проходить совместная работа в области рисования, зависит самостоятельное творчество ребенка на последующих возрастных этапах. Не стоит упрощать или усложнять педагогический процесс, выдумывая какие-то особые формы работы. Самое главное - не превращать процесс обучения в назидание и строгий контроль для достижения желаемого со стороны взрослого результата. Важно идти от потребностей и возможностей детей, не забывая при этом учить. Если в процессе рисования мaлыш отказывается от какого бы то ни было участия взрослого, не стоит настаивать, поскольку давление может привести к потере интереса.

Дима (1 г. 3 мес.) изучает краски, опуская поочередно в каждую баночку кисточку. Мама пытается отнять кисточку, объясняя малышу, что так нельзя рисовать, все краски будут грязными и ими уже сложно будет рисовать. Дима в слезах снова хватает кисть и продолжает свое «исследование».

В упомянутом случае важно не прекратить такой процесс, а направить его в нужное русло. Во-первых, ребенок делает это не потому, что хочет досадить маме, а потому, что он изучает свойства красок, как они обволакивают кисть и как затем расплываются в емкости. В этом случае перед ребенком можно поставить несколько баночек с краской одного цвета, чтобы сохранить исследовательский интерес, но не портить художественные материалы.

Во-вторых, малыш совершает данные действия потому, что ему нравится процесс погружения кисти в емкость. Значит, можно предложить ему разные неглубокие прозрачные емкости, в которых были бы видны «результаты» его экспериментов, а также дать ему плоскость, на которую ребенок поставит разные отпечатки от кисти. Важно подчеркнуть меняющийся характер отпечатков в зависимости от поверхности. Таким образом, можно придумать множество вариантов, как без давления помочь ребенку осуществить тот или иной эксперимент, который имел бы положительный потенциал для дальнейшей деятельности, а не превращался в бесполезную трату художественных материалов.

В работе с детьми данной возрастной категории важно уметь быстро реагировать на складывающуюся ситуацию, разрешая ее в контексте с поставленными задачами и желаниями ребенка. Педагог - связующее звено между миром взрослых и миром ребенка.

Любой метод, который применяет педагог в процессе обучения детей раннего возраста рисованию, должен использоваться в комплексе с другими методами и приемами. К примеру, если педагог показывает выполнение кисточкой мазка, необходимы словесные пояснения. Речь должна быть эмоционально окрашена и образна. Важно также вовлечь ребенка в процесс совместного нанесения мазков, т. е. когда педагог управляет изобразительными движениями малыша. Таким образом, задействованными становятся все анализаторы, что положительно сказывается на уровне овладения ребенком изобразительными умениями.

Качество обучения зависит еще и от того, насколько часто вслух педагог проговаривает изучаемые приемы, выполняет формообразующие движения. Не стоит бояться употреблять в речи понятия, характеризующие основы изобразительной грамоты. Дети, несмотря на возраст, очень быстро и легко запоминают. Однако это запоминание не механическое, основанное на многократном повторении, а образное, так как каждый раз понятие произносят только при соответствующем действии, чтобы малыши одновременно слышали и видели его проявление. Только в этом случае происходит постепенное овладение основными понятиями, используемыми в искусстве. Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать изучаемое явление.

На обучение детей раннего возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций позволяет сделать процесс рисования живым и интересным.

Постепенно при совместной деятельности с педагогом малыши учатся самостоятельно выделять в пятнах знакомые предметы, объекты и дорисовывать их, делая более наглядными. В раннем возрасте степень реализма рисунков пока еще недостаточно высока. Однако это свойственно рисункам детей данной возрастной категории. Если в работах появляется хоть какое-нибудь сходство с реальными объектами, это уже свидетельствует о динамике формирования образа у детей.

В раннем возрасте дети, как правило, стараются изображать очень сложные по своему характеру объекты (человека, животных). Для малышей интересен сам процесс рисования, а не его результат. Поэтому все свои действия они сопровождают звукоподражаниями, словами, мимикой и телодвижениями. Для них рисование превращается не только в игру, но и в общение со взрослыми, поскольку в рисунке они пытаются рассказать о том, что уже знают, чувствуют.

Таблица 1. Задачи обучения рисованию

Художественные эталоны Задачи обучения

Цвет Выделять цвета (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный,

оттенки (по светлоте: светлый, темный) в предметах, объектах

Экспериментировать с цветом, получая разнообразные цветовые, беспредметные композиции

Смешивать цвета, используя прием наложения, вливания

Соотносить цвета друг с другом, находя одинаковые

Через цвет передавать различные ощущения

Форма Вычленять простые фигуры: плоские (квадрат, круг,

овал, треугольник, прямоугольник);

объемные (куб, шар, цилиндр, конус)

Получать бесформенное пятно путем эксперимента с красящими веществами

Наносить точки разными инструментами (кисточками, пальцами, карандашами, фломастерами, ватными палочками, трафаретами и др, используя разный ритм (быстрый, медленный) и разный тип группировки (плотную, разреженную)

Обводить трафарет формы

Экспериментировать с формой, дорисовывая до образа (точку, линию, геометрическую фигуру, пятно)

По трафарету проводить различные линии

Наносить отрывистые линии, прямые, замкнутые, спиралевидные

Композиция

Закрывать фон

Передавать ритм

Делить пространство листа на две части, закрывая их разными цветами и оттенками

Уравновешивать пространство листа

Техника

Ставить отпечатки различными инструментами

Пользоваться кистями, валиком, губкой для создания фона

Воспроизводить ритм по словесной характеристике

Накладывать хаотичные мазки

Бережно относится к кисточкам, восковым мелкам, фломастерам

Пользоваться стаканом с водой и тряпочкой

Публикации по теме:

Цифровые технологии в ДОУЦифровые технологии в ДОУ Цифровые технологии в ДОУ. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный.

Дидактическая игра по ФЭМП «Цифровые домики»Дидактическая игра по ФЭМП «Цифровые домики» Попова Валентина Цель: закрепить знание цифр, вспомнить стихи о цифрах, умение составлять число из двух меньших, подбирать все варианты.

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы 1 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Цифровые технологии в обучении ЦОС
Опубликовано: 24 января 2025 в 10:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цифровые технологии в обучении ЦОС» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Пырикова (УИ 2912032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД