Бадулина Мария Васильевна
Образовательная ситуация «Весна. Прилёт птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА. «ВЕСНА. ПРИЛЁТ ПТИЦ».
ЦЕЛИ:
I. Обогатить словарь:
- углубить и закрепить знания детей о характерных признаках весны (состояние неба, снега, деревьев);
-уточнить знания о птицах, об их образе жизни, питании;
2. Развивать грамматический строй речи:
- совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе;
- обучать навыкам словообразования;
- учить согласовывать числительные 2 и 5 с существительными.
Публикация «Образовательная ситуация „Весна, Прилёт птиц“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
3. Развивать связную речь:
-продолжать учить навыкам разговорной речи, точно отвечать ни вопросы, слушать товарища, дополнять его ответ.
4. Развивать зрительное внимание.
Учить детей сравнивать картинки. Находить в них отличия.
6. Развитие общей и мелкой моторики.
7. Воспитывать интерес, наблюдательность, заботливое отношение к природе.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Звучит запись голосов птиц “В лесу”. Воспитатель (на фоне записи) загадывает детям загадку:
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)
Воспитатель: “А почему вы решили, что это весна?” (Ответы детей).
Какие чудеса происходят весной?
А какое главное чудо происходит весной?
Конечно же – это к нам прилетают птицы.
Да, ребята, с приходом весны все оживает вокруг : зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, звонко заливаются птицы, которые возвращаются с теплых краев. И сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые к нам прилетают с юга, где нет зимы и снега.
Воспитатель: Ребята, одной из первых птиц к нам прилетает вот эта птица. Отгадайте загадку. (Загадать детям загадки).
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
Издалека прилетел,
Песню нам свою запел. (Скворец)
Показ фото скворца
К нам они прилетают уже в конце марта, начале апреля. В природе они селятся в дуплах деревьев, норах и других убежищах. Ну а люди мастерят для них скворечники.
Скворцы находят для себя уютные домики, строят гнездо и высиживают птенцов.
Кормят птенцов всякими насекомыми и червями. Весной просыпаются букашки, мотыльки бабочки.,
Мы тоже с вами умеем из пальчиков мастерить скворечники.
Пальчиковая гимнастика.
Мы построили скворечник.
Для веселого скворца. и т д
Я предлагаю вам послушать, как скворцы распевают свои веселые песенки. (Давайте пройдем тихо на стульчики.)
.(Звукозапись голосов скворцов)
Показ фото скворца.
А ещё с юга прилетает к нам веселая птичка, говорят, что она к нам на крыльях весну приносит.
Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется (ласточка).
Показ фото ласточки.
Запись голосов ласточек. Полет.
Вот молодцы! Все загадки отгадали.
Ребята скажите, пожалуйста, а что общего есть у всех птиц? Чем они похоже друг на друга? А чем отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. А ещё они живут в разных домиках. Это гнезда или скворечники, которые люди строят специально для птиц. Птицы гнезда строят из разных материалов: из веток, пуха, травы, соломинки, мха и даже из глины. А сами гнезда могут располагаться на ветках деревьев, на кустарниках, в траве, в ямках, даже рядом с жилищем людей: аисты, ласточки.
Показ наглядно – демонстрационного материала, гнездышко (сплетенное из сухой травы, скворечник.
Показ домов птиц.
Вот какие домики у птиц.
Воспитатель: А теперь послушайте рассказы о том, как птицы защищают наши леса, поля, сады и огороды, о том, как надо беречь и привлекать наших веселых певцов.
Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы всяких мошек, комаров, тлей.
Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады. Теперь вам понятно, почему говорят: “Птицы – наши помощники!”
Но, к сожалению, с каждым годом
Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек.
Но не только от этого страдают птицы. Вот послушайте историю про одного мальчика.
(читает стихотворение Л. Кондратенко “Птицы загрустили” :
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц.
Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.
И птицы загрустили, не стали щебетать,
И все они решили туда не прилетать.
В садах уже не слышен веселый перелив,
В них нет ни красных вишен и нет в них спелых слив.
Все сохнет, увядает, страдает все село,
Страдает и не знает, что в нем произошло.
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц…
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, хорошо ли поступил мальчик? (Ответы детей).
А вообще можно обижать птиц, можно брать в руки яйца птиц, разорять гнёзда?
Посмотрите и запомните правила поведения в лесу.
(Показ значков)
Воспитатель: Да, ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Мы должны помогать птицам, заботиться о них.
Что за домик мне скажите
В нем летает каждый житель?
Кто в том домике живет,
Песню звонкую поет? (Скворечник и скворец).
Показ фото. Дети вешают скворечники)
Воспитатель (показывая скворечник) : вот в таком домике живут скворцы, эти домики для них строят люди.
Через горы, через море
Стайкой птицы к нам летят.
Мы для них построим город,
Птичий город – Птицеград!
Предлагаю детям пройти к столикам и выложить из геометрических фигур скворца и ласточку. А также скворечник.
Звучит мелодия «Птичий дом» Кабалевского.
Милый скворушка, скворец,
Прилетай же,наконец,
Для тебя мы дом построим,
Не скворечник, а дворец.
Готовы скворечники, можно селиться.
Готовы дома-терема!
Летите, летите, веселые птицы
Скорей занимайте дома.
(Раздаются детям птицы)
Ребята, а вы знаете, что 1 апреля отмечается, как день птиц.
1 апреля — Международный день птиц
Международный день птиц проходит ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" и не случайно отмечается именно в апреле. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц.
День птиц - это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок.
В России этот праздник имеет давнюю традицию. В старом “месяцеслове” есть такие праздники, как:
• День встречи перелетных птиц (Иванов день) – 9 марта,
• День заклинания птиц (Герасим-грачевник, Сороки) – 17 марта,
• 22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну,
• на Благовещенье – 7 апреля – было принято выпускать птиц из клеток на волю,
• День ласточки (Егорий весенний (Юрьев день) – 6 мая.
Воспитатель:. В старину на праздник птиц, пекли фигурки “жаворонков”, встречая этих птиц, а с ними и весну
. Я вам тоже приготовила маленьких жаворонков.
Затем исполняется песня “Птичий дом” (муз. Д. Кабалевского, сл. О. Высотской).
Воспитатель: Нашими “жаворонками” давайте угостим ими всех наших гостей. Пусть сердца их станут добрее, заботливее ко всему живому на земле!
Звучит пьеса П. И. Чайковского “Жаворонок”.
Дети и гости пьют чай с булочками - жаворонками.