Елена Щеглакова
«Весна-красна! Масленица». Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста
Цель: закрепить знания воспитанников о первом весеннем празднике.
Задачи:
1. Развивать духовно-нравственный потенциал воспитанников;
2. Пробуждать интерес детей к народной культуре;
3. Активизировать и расширять словарный запас.
Ход праздника:
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. Давайте с вами поздороваемся: «Здравствуйте!»
Воспитатель: Ребята, а какое у нас сейчас время года? (весна)
Воспитатель: Назовите месяц? (март)
Публикация «„Весна-красна! Масленица“, Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитатель: Что вы можете сказать про этот месяц? (первый весенний месяц)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия — очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, то есть, русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они так же как и вы очень любили и умели веселиться.
Воспитатель: Ребята, а вы любите праздники? А почему? Какие праздники вы знаете?
Воспитатель: Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. А хотите узнать, как? Ну, тогда давайте отравимся на экскурсию в прошлое, а путешествовать мы сегодня будем по весенним праздника. Садитесь на ковер, закрывайте глаза и мы отправляемся в путешествие. (звучит музыка) А теперь открывайте глаза и слушайте.
Воспитатель: Масленица — один из самых любимых в народе праздников, празднуют его в конце февраля, начале марта.
Воспитатель: Как в народе по-другому называют Масленицу? (проводы зимы)
Воспитатель: Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
Воспитатель: Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему символ Масленицы блин? (потому что блины похожи на солнышко — круглые, золотистые, горячие).
Воспитатель: Масленица продолжалась ровно неделю. Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело.
Воспитатель: Почему в последний день Масленицы сжигают чучело? (чучело — символ зимы).
Воспитатель: Провожают зиму до следующего года. На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.
Давайте и мы с вами поиграем. Игра «Горелки», «Игровая»
Ход игры.
Играющие выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
- Дин -дон, дин -дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если»горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Вторая игра: «Игровая»
Играющие встают в круг, берутся за руки. В центре - ведущий. Играющие ходят по кругу. Ведущий говорит нараспев:
У казака Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели,
Разом делали, как я!
Ведущий показывает разные движения, а все играющие повторяют за ним. Тот, кто повторил движения лучше и выразительнее всех, становится новым ведущим. Игра повторяется.
Воспитатель: Ребята вы знаете когда день весеннего равноденствия?
- День весеннего равноденствия 21-22 марта. Когда длина дня и ночи сравнялась. И теперь день будет становиться все длиннее, чем ночь. Хоть всего на одну минуту стал длиннее ночи, все равно ночь побеждена, зима окончилась.
Воспитатель : А теперь чтобы хорошо запомнить про день весеннего равноденствия мы поиграем в дидактическую игру «День - ночь»
После игр дети отправились на чаепитие с блинами приготовленные совместно с родителями.