Елена Сикстель
Конспект НОД «Веселый мир Поволжских игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Веселый мир Поволжских игр
Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ позволяет организовать на занятиях целенаправленную и систематическую работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне доступном пониманию дошкольников. Очень важно дать детям осознание того, что великая страна, для каждого человека начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь.
Публикация «Конспект НОД „Веселый мир Поволжских игр“» размещена в разделах
Цель - физкультурного образования в рамках регионального компонента с помощью средств национальной культуры приобщать детей к физ. культуре, к ценностям культуры здоровья. Как части этнической культуры жителей нашего края, способствовать развитию чувства принадлежности к своей Родине, своему народу, чувства общности и гордости за свою культуру. Расширить знания детей о народах Поволжья.
Задачи – оздоровительные – сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к ЗОЖ. – образовательные – формирование жизненно важных двигательных умений и навыков с учетом специфики и региона; расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее изученных и освоенных движений и овладения новыми. Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского, марийского, чувашского, удмурдского народов. – воспитательные – воспитание у детей приверженности к материальным и духовным ценностям народов Поволжья. Изучение и внедрение утраченных элементов традиционной физической культуры. Воспитание физических и нравственных качеств. Воспитание силы воли, выдержки, самостоятельности. Проявление инициативы и находчивости. Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам других национальностей
Подвижные народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, физического воспитания дошкольников. В русском народе всегда ценилась смелость, решительность и находчивость, физическая сила и ловкость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края. Создается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств к Малой Родине, чувства сопричастности к наследию своего народа.
НОД «Веселый мир Поволжских игр»
Ф. И. - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас вами не совсем обычное занятие, сегодня мы совершим путешествие по берегам культуры нашего родного Поволжья. Познакомимся с живущими на них народами, и окунемся в атмосферу веселых игр и забав, которыми богат наш поволжский край. Стихи (читает ребенок) Поволжский край, моя земля. Родимые просторы! У нас и реки и поля, Холмы, леса и горы. Народы, как одна семья. Хотя, язык наш разный. Мы - дочери и сыновья. Земли своей прекрасной! Ф. И. - Все, кто родился на Волге очень дружный и добрый народ. Дети разных национальностей вместе учатся в школах, занимаются в спортивных секциях, ходят в детские сады. Вот и наш детский сад одна большая дружная семья, где мы очень любим играть, петь и заниматься физкультурой. И сегодня мы устроим спортивный праздник, посвященный играм и забавам нашего многонационального края.
Звучит песня «Я, Ты, Он, Она» (Дети исполняют спорт. танец.). Ф. И. - Ребята, а вы знаете какие национальности населяют наш край? Ответы детей: русские, татары, мордва, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы. Ф. И. - Правильно, молодцы. Посмотрите, ребята, какую замечательную книгу я для вас приготовила. Здесь вы найдете очень много интересных и познавательных картинок и заметок, о том, кто живет на берегах самой красивой реки Волги. «О, Волга, наша русская река. Несешь свои ты воды сквозь века. Тобой гордиться славный наш народ. В тебе начало всей Руси живет. Но, как вы помните, и для вас было домашнее задание. Это выучить стихи о жителях Поволжья и рассказать на нашем спортивном празднике.
Стихи 1. На свете есть город с названьем Камышин (О том, кто захочет – узнает, услышит) На Волге бескрайней, застыв на бегу, Стоит он на правом, её, берегу.
Он помнит истории прежней страницы. Нам стоит историей этой гордиться. Немало здесь было великих людей… О них – не забыли! До нынешних дней Так пусть этот город пребудет с годами! Пускай богатеет, растет вместе с нами! Так было, так будет! Везде и всегда: Наш город любимый, ты – наша судьба! 2. В России мест красивых много, Но Татарстан мне всех милей! Царица здесь одна- природа. Здесь много рек, озер, полей. Леса богатые, густые, Восхода солнца – краше всех! И люди честные, не злые. И часто слышен звонкий смех. Тут матушка Казань- Столица, В округе много городов… И невозможно не влюбиться. В наш Татарстан, в наш край хлебов! 3. У нас в Мордовии, Солнце яркое, небо синее. Золотая пшеница на полях колоситься. В доме пахнет калачом. Капуста в бочках бродит. Стол накроем, в гости ждем. Пусть любой приходит! 4. Хвала тебе, Чувашия, мой дом! И имя, и язык твой -сердцу свято. Дубравами и хмелем, и трудом. И песнями и вышивкой богата. Жива в узорах древних нити сила Связавшая народы в их судьбе. – Ты будешь жить о мне, моя Россия. Пока живет Чувашия во мне. 5. Удмуртия - край родниковый. Твой голос – это пенье соловья. Душа твоя: леса, поля, дубравы. Все это ты – Удмуртия моя. Не хватит сил, чтоб оглядеть твои просторы. Лишь посмотрю на хлебные поля. И можно говорить об этом снова. Все это ты – Удмуртия моя. 6. Башкирия- родимый край.
Здесь слышно, как поёт курай.
Леса и степи и поля
Богата недрами земля.
Гордимся родиной своей —
Она для нас всего родней! 7. Как красиво звучит — Марий Эл.
Словно эльфов волшебных страна…
Если там побывать не успел, —
Можно просто представить: она
Пролегла по тенистым лесам,
По лугам первозданных цветов…
Нужно срочно поехать, и сам
Всё увидишь, узнаешь, без слов…
Там, наверное, небо синей,
И прозрачны озёра до дна; Все она – Марий Эл. все она! Ф. И. – Ребята, какие замечательные стихи вы подготовили. Но, как бы мы не отличались друг от друга внешне, не жили в разных уголках нашей необъятной страны, и не говорили на разных языках. Есть то, что нас объединяет и стирает все грани в общении друг с другом, то, что делает нас счастливыми, радостными и беззаботными… Это веселые и дружные Игры! И я приглашаю всех окунуться в веселый мир игр Поволжья. Ребенок читает считалочку Раз, два, три, четыре, Жили крысы на квартире. Чашки били, пили чай, Ну а ты, друг, не скучай, тебе бегать, не стоять, Тебе ловить нас, догонять. Раз, два, три, четыре, пять. В прятки будем мы играть. Поле, небо, мед, цветы –Входи из круга ты! 1. Чувашская народная игра «Ручейки» игроки делятся на 2-3 команды и строятся в разных частях площадки. На сигнал «Ручейки» все бегут в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал Волга, все соединяются в одну колонну. (игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс и слушать внимательно команды)
2. Башкирская народная игра «Юрта».(развивает внимание и ловкость). В игре команды 4-5 человек по углам площадки. Каждая из них образует по углам площадки. В центре каждого круга лежит платок с нац. узором. Взявшись за руки дети, все идут 4 кругами под музыку со словами: «Мы веселые ребята, Соберемся все в кружок, Поиграем и попляшем И помчимся на лужок» Под мелодию без слов дети становятся в один большой круг и танцуют. По окончанию музыки быстро бегут к своим платкам и натягивают его над головой, в виде шатра. 3. Татарская народная игра «Тимербай» Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит: Пять детей у Тимербая, Дружно, весело играют В речке быстрой искупались Нашалились, наплескались, Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер прибежали Друг на друга поглядели,Сделали вот так! С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. (Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.). 4. Мордовская народная игра «Раю – раю»
Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю – раю. Пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.
В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – перо, другой – кнопка). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё : щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
5. Русская народная игра «Малечена- калечена» Дети ставят палочку(20-30 см) на ладонь и произносят слова: –Малечена –калечена, сколько осталось до вечера, до зимнего? Сразу после этих слов идет счет. Выигрывает тот, кто больше всех удерживает палочку.
Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
Ф. И. – Как весело и дружно мы с вами поиграли, Как много интересного сегодня мы узнали. С народами Поволжья мы крепко подружились. И в хороводе радостно все вместе закружились.
Итоговая песня - танец «Большой хоровод». Ф. И. Спасибо, вам ребята, за чудесный праздник. Дружите искренне, любите от сердца, помогайте от души, цените с благодарностью. До свиданья, ребята, и до новых встреч.