Оксана Рыжова
«Веселая ярмарка». Конспект познавательного занятия для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
"Веселая ярмарка"
Познавательное занятие для детей подготовительной группы
Автор – составитель:
воспитатель
высшей категории
Рыжова О. А.
П. Кировский
2022г.
Цель:
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры, народным промыслам
Задачи:
- Закреплять и углублять знания детей об особенностях некоторых народных промыслов (Гжель, Хохлома, Городец, Дымка)
- Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту художественных ремесел
- Различать особенности, характерные для каждого вида промысла
Публикация «„Веселая ярмарка“, Конспект познавательного занятия для детей старшей группы» размещена в разделах
- Воспитывать интерес к народным промыслам, умение видеть красоту этих изделий
- Воспитывать желание пополнять мини-музей нашей группы
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Предварительная работа:
- Чтение стихотворений «Гжель» О. Куликовой, «Вологодские кружева» В. Рождественского и др.
- Рассматривание иллюстраций с изображением хохломских, гжельских, городецких, дымковских изделий.
- Рисование элементов росписи, раскрашивание картинок
- Игры «Собери картинку», «Расскажи про свой узор»
- Создание мини-музея в группе
Материалы и оборудование:
- Оформление зала
- Выставка иллюстративного материала и изделий
- Костюмы
- Музыкальное сопровождение
Работа с родителями:
- Помощь в изготовлении костюмов
- Организация и пополнение музея изделиями народного творчества
Дети входят в оформленный зал. Встают полукругом лицом к гостям.
В: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим все хорошее настроение.
Психогимнастика
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом (руки приложить к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вынести вперед)
Делиться счастьем и добром (руки развести в стороны)
Ребята, а в какой стране мы живем? Ответы детей (в России)
Что вы можете сказать, какая Россия? Ответы детей (большая, дружная, многонациональная, живут много народов, много городов и сел)
Россия – это наша Родина и мы тут родились, это страна в которой мы живем. Она занимает 1 место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди разных национальностей.
А мы с вами кто по национальности? Ответы детей (русские, россияне)
Русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг: восход солнца, снегопад, хоровод пестрых листьев. Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и многое другое для своей семьи.
Сейчас я хочу рассказать вам одну старую сказку.
Сказка
Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая Марьюшка была мастерица: и шить, и вязать, и игрушки лепить, а посуду узорами расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это – Марья-Искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил заполучить ее. Налетел, схватил и понес в свое царство Кощеево. А Марья – искусница превратилась в Жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки в память о себе. Куда перышко упало, там появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
Одно перышко упало в подмосковной деревушке под названьем Гжель
Второе перышко – в селе Дымково
Третье – в городе Городец
Четвертое – в местечке Хохлома.
И появились в этих местах мастера на все руки. Каждый мастер делал все сам – от начала и до конца. Все было неповторимо. Тайны мастерства хранились и передавались от поколения к поколению – таков был путь к совершенству.
Ребята, а ведь раньше не было магазинов, супермаркетов, выставок.
Однако все изделия расходились в разные уголки. Скажите, как называется то место, где мы можем увидеть прекрасные работы мастеров? Ответы детей (ярмарка).
Что такое ярмарка? Ответы детей (это место – где никому не тесно, куда отовсюду привозят свой товар, продают, меняют, общаются друг с другом)
Музыка «Коробейники»
Выходят 2 коробейника в р. н. костюмах с лотками
1 коробейник Заходи, честной народ!
У нас ярмарка идет!
Всех на ярмарку зовем,
Мы игрушки продаем!
Бубны, трещётки и ложки,
Кто хочет поиграть немножко!
2 коробейник Мы можем Гжель вам предложить
Посуду для души купить!
Но сначала попляшите,
Свои кости разомните!
В: Коробейник предложил нам поплясать. Заведем с вами круг.
Динамическая пауза
1-2-3-4
Круг по - уже, круг по - шире
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Вед: Здравствуйте, Коробейники!
Что вы нам можете предложить из ваших товаров!
1 коробейник Да много чего…
Платочки пестрые, булавки острые,
Иголки не ломкие, шнурки да тесемки!
2 коробейник Духи и помада,
Подходи, бери, кому что надо!
И еще вот это, как его? И это, и вот еще?
В: Как же можете, так предлагать свой товар!
Нам и покупать ничего не захочется.
2 коробейник Ходил я по ярмарке, вдруг налетела сила какая-то, закружила, завертела меня…. И я все забыл!
В: Не печалься! У тебя такой товар, который говорит сам за себя. Слушай, смотри и все вспомнишь.
Ну, что, ребята, погуляем по ярмарке погуляем, посмотрим чудо-товар.
Звучит музыка, мы подходим к столу Гжель
Девочка в костюме Гжель: У меня всего три цвета:
Белый, синий, голубой!
Несмотря на это,
Мной любуется любой.
Украшаю я посуду
Тонкой росписью своей,
И зовут меня повсюду Мастерица наша …. Гжель
В: Гжель – нежно-голубое чудо. Древнее название Гжель произошло от слова «жечь». Из чудесной глины мастера-гончары делали посуду, игрушки. Сделают изделие, обожгут в печи и начинают вручную расписывать, используя голубой цвет в узорах.
Как вы думаете, почему мастера выбрали именно эти цвета? Ответы детей (похоже на небо, речку, облака)
Какими узорами украшена гжельская посуда? Ответы детей (цветы, розы, птицы сказочные)
Красива и нежна сказочная Гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка.
Ребята, давайте посмотрим и выберем у Коробейника гжельские изделия!
Пазл «Тарелка»
Составить пазл из осколков тарелки.
Молодцы, все правильно сделали. Пойдем с вами дальше.
Звучит музыка. Показать рукой на выставку.
Что за чудо-чудное, красота невиданная, яркие, красивые изделия! Как будто солнышко к нам пришло, вьются травы, расцвели необыкновенные цветы, поспели вкусные ягоды!
Девочка в костюме Хохлома: Как красива и нарядна!
Каждый это говорит!
Моя роспись золотая,
Словно солнышко горит.
Деревянные изделия
Расписала я сама,
А зовут меня в народе
Золотая … Хохлома
В: Эту роспись называют золотой. Почему? Ответы детей (в ней много желтого цвета)
Что расписывают этой росписью? Ответы детей (посуду, мебель)
А вы знаете, почему роспись назвали хохломской?
Потому что мастера из древесины изготовили, расписывали и везли на ярмарку в большое село Хохлома. Кричали и зазывали на ярмарке : «Кому посуда для каши и окрошки, чудо – блюдо да чаши и ложки. К вам приехала Золотая Хохлома»
Какие элементы росписи используются (ягодки, завитки, листочки)
Внимательно рассмотрите части картинок и соберите целые изображения.
Молодцы. А коробейники нас дальше приглашают.
Звучит музыка, мы подходим к столу Городец.
Девочка в костюме Городец: Желтый вечер, черный конь
И купавки как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо – роспись … Городца!
В: На берегу Волги раскинулся древний город Городец. Окружающие город леса служили источником сырья. И в этих местах стал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду, кто-то создавал игрушки. Среди самых распространенных сюжетов – гуляния, конь с всадником – символ богатства, образ птицы – символ счастья, пышные гирлянды цветов, сказочные птицы.
Что вы ощущаете, и что вам хочется сказать, когда любуетесь этой росписью? (создает ощущение радости жизни)
Давайте поможем коробейнику собрать игрушку.
(Собираем картинку из частей)
Молодцы. Наше путешествие по ярмарке продолжается.
Звучит музыка, мы подходим к столу Дымка.
Девочка в костюме Дымка: Веселая, белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
(Дымковская игрушка)
В: Дымковская игрушка – один из старинных промыслов России.
Возникновение связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население Дымки лепило глиняные свистульки. Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали изделия. Ближе к празднику белили мелом, красили красками и украшали. Яркая и нарядная игрушка не любит «одиночества». Очень часто мастерицы создают целые композиции, в которых всем находится место.
Кого вам напоминают персонажи дымковской игрушки? (настоящих людей и животных)
Какой узор у мастериц самый любимый? (точки, кружки, полоски)
Послушайте загадку и найдите картинку отгадку.
В: Ну что, Коробейник разобрался теперь, какими товарами будете торговать?
Коробейники: Разобрался, ничего не забуду. Ведь на ярмарке товары все должны быть хороши.
В: Друзья мои, а вы знаете, что еще делали на ярмарке?
Они не только покупали, продавали, меняли товар, а еще играли в народные игры.
Приглашаю вас поиграть в народную игру «Моталочки»
3 пары
Длинная лента: посередине колокольчик, по краям палочки; кто вперед накрутит ленту на палочку – тот выиграл.
Игра «Моталочки»
Богато творчество русского народа.
Мы сегодня познакомились лишь с малой частью. Изделия народных мастеров радостные и красочные. У народных умельцев сильные и теплые руки, щедрые сердца. Все это они вкладывали в свои изделия.
В: Эй, вы, детвора,
Веселиться нам пора!
Звучит музыка. Дети идут кататься на карусели.
В: Наше путешествие по ярмарке подошло к концу и нам пора возвращаться. Вам понравилось? Что нового вы для себя узнали?