Марина Ромашова
«Венец, всему делу конец». Конспект занятия по знакомству с русским народным костюмом по теме «Венец и поясок».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Венец и поясок".
"Венец, всему делу конец".
Программное содержание.
1. Развивать устойчивый интерес к народному творчеству.
2. Воспитывать эстетический вкус, чувства гармонии и меры.
3. Стремиться к созданию выразительного образа.
4. Закреплять умения украшать венец и поясок манеркой, штампами с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, развивать чувства ритма, симметрию в композиционном построении.
Публикация «„Венец, всему делу конец“, Конспект занятия по знакомству с русским народным костюмом по теме „Венец и поясок“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
5. Воспитывать умение соотносить элементы узора с природными образами.
6. Закреплять представления о том, что красивые предметы быта создаются руками мастериц для того, чтобы в доме было радостно, красиво.
Материал.
1. Мольберты.
2. Манерки с элементами геометрического узора (круг, квадрат, треугольник, из сырого картофеля.
3. Гуашь двенадцати цветов на выбор детей.
4. Ткань белая для венца (девочкам).
5. Ткань белая для пояска (мальчикам).
6. Палитра, салфетка, баночки с водой.
Предварительная работа.
1. Знакомство детей с вышивкой- видом народного искусства.
2. Рассматривание вышитых изделий.
3. Составление узора из геометрических фигур на прямоугольной форме.
4. Рассматривание элементов русской одежды.
5. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Оформление группы.
1. Группа оформлена под русскую горницу, звучат мелодии русских песен.
2. Дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы.
Последовательный ход занятия.
Воспитатель:- бабушка, в горнице готовится к встрече гостей (детей).
Дети: - Не мало ли вас, не надо ли нас? Здравствуйте!
Воспитатель: - Здравствуйте, Здравствуйте, проходите милости прошу! Добрый гость всегда в пору. (Встречает детей, гостей хлебом-солью, вспоминаем русский обычай гостеприимства). В старые добрые времена был еще такой обычай у русских людей, закончены полевые работы, собран урожай, хлеб в закрома засыпан- коротали осеннее, зимние вечера люди вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице : «От скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием: кто за прялкой сидит, а кто узор на полотенце вышивает (показ полотенец, высказывание детей о том, что они тоже украшали рушники, чем и как.
Слышится голос в волшебном коробе- голос куклы. Открываем короб, а там кукла в русском национальном костюме.
Кукла: - Слышала, что скоро смотрины, вот сарафан красивый приготовила, волосы в косу заплела, я готова.
Воспитатель: Очень красивый у тебя сарафан и коса- девичья краса. У мальчика косоворотка украшена русским узором.
Педагог, используя элементы одежды рассказывает об предметах одежды русичей (венец- для девочек, поясок- для мальчиков).
Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс или кушак. Это была не просто деталь «туалета», а опознавательный знак символ благосостояния. Богатые люди носили золотые пояса, украшенные драгоценными камнями. Однако пояс был не только украшением, к нему подвешивались нож, ложка, иногда гребешок и специальная сумочка, заменявшая карманы. Русские девушки любили украшать голову. Они носили длинные волосы- считали символом девичества. Часто венец состоял из широкой повязки, вышитой золотом и жемчугом. Она завязывалась на затылке и спадала на спину широкими лентами. В девичью косу вплетался косник (вышитая лента или бисерная нить).
Рассматривания пояска и венца на куклах.
Воспитатель: - Как называется одежда по ее назначению? (будничная, праздничная, свадебная, траурная и т. д.)
Из какой ткани шили одежду праздничную? (Из шелка)
Будничную? (Из полотна)
Чем украшали одежду? (Мехом, вышивкой)
Какие виды использовались? (Гладью крестом)
Сейчас мы тоже будем с вами мастерами и изготовим венец для девочек, поясок для мальчиков. (Вспоминаем, как пользоваться манеркой, используя разные цвета).
Выполнение работ детьми (педагог помогает затрудняющимся детям правильно накладывать манерки на ткань).
Воспитатель: - В старину мастерицы за работой пели. И слова, и мелодии песен как бы вплетались в узор вышивки. Давайте и мы споем.
Дети вместе с педагогом поют русские народные песни. По окончании работы воспитатель просит рассказать о своей работе и ее наряде, обратить внимание детей на разнообразие узоров на изделиях.
Хоровод «Со вьюном я хожу».