екатерина шенина
Важность духовно-нравственного и патриотического воспитания в реалиях современности
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской и подростковой преступности, наркомании, терроризма, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей.
Нравственность - это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности граждан.
Публикация «Важность духовно-нравственного и патриотического воспитания в реалиях современности» размещена в разделах
Патриотизм - это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям.
Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека.
Вопросы нравственно - патриотического развития, воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена.
Эти вопросы воспитания исследовались в трудах
известных педагогов и
общественных деятелей прошлого:
Михаила Васильевича Ломоносова,
Виссариона Григорьевич Белинского,
Константина Дмитриевича Ушинского,
и др. Все они отмечали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре и её традициям. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: - он писал:
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственно-патриотического воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственно-патриотического воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно в связи с этим школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственно - патриотическое воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта. Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание (включая и патриотическое) при умственной отсталости. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально - приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно – воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
-воспитание в ребенке любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу.
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
-расширение представлений о городах России;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи являются решающими во всех видах детской деятельности:
на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношении со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка-сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Нужно воспитывать любовь к своему Отечеству, доброжелательное отношение к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д.
К концу начального периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
Таким образом нужно строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы;
-«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
-непрерывность и преемственность педагогического процесса;
-дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
-деятельный подход
-развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Тематические планирование будет способствовать эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, о той местности, где они живут. Причем темы могут повторяться в каждом классе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочить к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями - в декабре (перед Днём Конституции, Богатыри земли Русской – в феврале (перед Днём защитника Отечества, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Следует подчеркнуть, что для наших детей характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей вниманию и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью.
Можно проводить сказкотерапию. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения, к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответсвующего
материала позволяет формировать у школьников представление о том, чем славен родной край. Внимание детей постарше может привлекаться к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, встречи с интересными людьми.
наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. На занятиях будут прививаться детям важные понятия, как «Долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу». Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за нас. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Так же продолжением данной работы может является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. (то что сейчас у нас и проводится на предмете «разговор о важном»)
Будущее любой страны, любой нации – это подрастающее поколение.
В зависимости от того, как воспитывать наших детей, как готовить их к взрослой жизни, зависит судьба государства и всех в нем живущих.