Любовь Алтухова
«В сказочном лесу». Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Совершенствовать грамматический строй речи.
2. Закреплять умение пользоваться приемами словообразования.
3. Формировать культуру речи: активизировать использование вежливых слов и выражений.
4. Обобщать и уточнять знания детей об окружающем.
5. Развивать диалогическую и монологическую форму речи, ее интонационную выразительность, уверенность в своих силах.
6. Воспитывать интерес к языковому богатству.
Предварительная работа:
Публикация «„В сказочном лесу“, Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Знакомство с устным народным творчеством (сказки, загадки, пословицы, поговорки, обитателями леса (прослушивание грамзаписи голосов птиц, просмотр мультфильмов и иллюстраций с дикими животными, рассматривание альбомов и книг о природе). Экскурсии и наблюдения в природе.
Оборудование:
Зал оформлен под лес (деревья, цветы, елки и пеньки, избушка на курьих ножках, река, досточки, звукозапись голосов птиц, игрушки зверей, птиц, карточки с изображением цветов, клей, кисти, манная крупа, пшено, чугунок.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Занятие у нас сегодня необычное. Давайте с вами вспомним и назовем, какое сейчас время года? (дети называют время года)
Ребята, назовите весенние месяцы. (дети называют.)
А теперь послушайте загадку и скажите, о каком весеннем месяце эта загадка?
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят
Гром грохочет, Угадай
Что за месяц это? …
Скажите, какие приметы весны вы знаете? (дети называют приметы)
Да, ребята, природа проснулась от зимнего сна, а особенно красиво в весеннем лесу.
А вы хотели бы попасть в лес?
Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова.
«Пусть свершится чудо
Лес, встань на пути
Нас к себе впусти!»
(звучит грамзапись голосов птиц)
2. Беседа об обитателях леса.
Воспитатель: Дети, вот мы с вами и оказались в лесу. А теперь посмотрите внимательно, подумайте и скажите, кто живет в лесу? (ответы детей)
Дети, скажите заяц, волк, лиса, еж, медведь. Кто это? (ответы детей)
А вот муравей, бабочка, муха, комар, божья коровка. Как можно их назвать? (ответы детей)
Назовите одним словом дятла, сороку, грача, воробья, ласточку (ответы детей).
Ребята, а вы хотели бы рассказать о каком-либо животном, птице, насекомом. Давайте тогда присядем на полянке и послушаем ваши рассказы. (рассказы детей)
Все эти животные живут в настоящем лесу. А кто же живет в сказочном лесу? (Баба-Яга, Леший, Кикимора) Дети, а мы с вами тоже попали в сказочный лес. Но что-то никого здесь не видно. Давайте позовем их. Как обычно в лесу зовут друг друга? (Ау)
3. Сюрпризный момент (появление Бабы-Яги)
Б. Я. : Ну чего вы раскричались в моем лесу! Не глухая я! Чего надо?
Воспитатель: Мы пришли сказочный лес посмотреть.
Б. Я. : Ага! В гости значит, пожаловали! И не боитесь меня?
Воспитатель: Дети, а вы узнали кто это? Давайте поздороваемся с Бабой-Ягой.
Б. Я. : Ну здравствуйте, здравствуйте! Ишь какие вежливые. И много вы слов таких знаете? Или только одно?
Воспитатель: Что ты Баба-Яга, наши дети много вежливых слов знают!
4. Дорожка вежливых слов.
Б. Я. : Ну что ж сейчас я это проверю. У меня тут беда приключилась, вон мой домик за речкой стоит. Был там мост через речку, а весной большой водой унесло мой мостик. Вот одни досточки по берегу собрала. А постройте-ка вы мне новый мостик к избушке.
Воспитатель: Хорошо Баба-Яга, построят дети тебе мостик не простой, а из вежливых слов. Ты им за каждое вежливое слово по одной дощечке давай.
Б. Я. : Ладно, я согласна ( игровая ситуация: «Дорожка вежливых слов»)
Ладно, ладно молодцы! Много хороших слов знаете. Я тоже постараюсь их запомнить на всякий случай. Да и мостик уже готов. А пройти по мостику не испугаетесь? Река глубокая, водица в ней холодная, да и мостик опробовать надо.
(дети встают друг за другом и идут по мостику, потом возвращаются назад)
Молодцы не испугались глубокой реки.
5. Лексическое упражнение «Назови пословицы о смелости».
Воспитатель: Баба-Яга, мы не только смелые, но и пословицы про храбрость знаем, (дети называют пословицы про смелость)
Б. Я. : Хватит, хватит, вижу, пословицы вы знаете. А что бы у вас потруднее спросить? Придумала. Сказки вы любите? Почему вы их любите, что в них хорошего? (в сказках много волшебства, в них много приключений, в сказке добро побеждает зло). Ух, ты батюшки! Все-то они знают. А может и не все. (пританцовывает, дразнит детей)
Воспитатель: Баба-Яга не дразнись, сейчас мы тебе докажем, что наши ребята настоящие знатоки сказок.
6. Работа со сказками.
Б. Я. : Знатоки. (улыбается). Да лучше меня никто на свете сказок не знает. Вот послушайте: сказка называется «Маша и медведь»
Пошла Маша в лес за ягодами, да и заблудилась. Вот пришла она к домику, а дверь открыта. Маша вошла, а в домике жил Буратино, просто его не было дома. (не правильно)
Б. Я. : Как это не правильно? А кто в домике жил? Кто сказку написал (эту сказку придумал народ).
Б. Я. : Ну ладно, сейчас я вам расскажу отрывок из сказки, а вот кто написал, и как она называется, я запамятовала:
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»
Б. Я. : Ну как догадались, что это за сказка? (эта сказка называется «Айболит», а написал ее К. И. Чуковский.)
Б. Я. : И эту сказку вы знаете. Хорошо. А вот такую сказку я знаю наизусть. Русская народная сказка «Заяц-хваста».
Жил-был заяц в лесу. Летом ему жилось хорошо, а зимой голодно. И повадился заяц к хозяину овес воровать, а там много зайцев собралось. Он и начал им хвастать…
Ой, а дальше забыла, вот горе-то. Ребята, помогите-ка вы мне (дети пересказывают сказку до конца.
7. Физкультминутка.
Б. Я. : Вот молодцы, помогли старушке вспомнить сказку. А хотите с Бабой-Ягой водить хоровод? Выходите-ка на полянку косточки разомнем (физкультминутка) :
В темном лесе есть избушка
Встала задом наперед
В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет
Нос крючком, глаза в полоску
И как уголь все горят
Ух, сердитая какая
Дыбом волосы стоят
Ух, сердитая какая
И поломана нога
Не простая - костяная
Вот вам Бабушка Яга
Б. Я. : Ох уморилась, ох притомилась, сбегаю в избушку, возьму свою подушку, да посплю маленько (берет подушку и плачет в нее).
Ой, беда, ой беда. Чугунок волшебный потеряла, может малыши его поищут, а я отдохну.
Воспитатель: Хорошо Баба-Яга, ребята поищут твой чугунок (уходят дети средней группы).
8. Изготовление поделок.
Дети, ведь мы с вами в гостях, а в гости ходят с подарками. Пока Баба-Яга отдыхает, давайте что-нибудь приготовим и подарим (А что же мы можем сделать? Ведь у нас здесь ничего нет).
Ребята, а вы забыли, что мы находимся в сказочном лесу, где происходят чудеса? Давайте закроем глаза и вместе скажем волшебные слова: «Чудо чудное явись
Стол рабочий появись»
(дети подходят к столу, изготавливают цветы с использованием манной крупы и пшена).
Б. Я. : Вот и поспала красавица, а про гостей совсем забыла. Что это я сегодня такая добренькая, только долго я доброй быть не могу. Сейчас кого-нибудь съем!
Воспитатель: Да что ты Бабушка Яга не сердись, лучше ты Бабуленька ребятам улыбнись!
9. Лексическое упражнение «Назови ласково».
Б. Я. :Ой-Ой-Ой! Как это? Ба-бу-лень-ка. Да меня так ласково еще никто не называл! А мне это очень приятно, очень понравилось. Давайте еще разок скажите так же ласково и нежно.
Воспитатель: Баба-Яга, да мы тебя не только ласково назовем, а еще подарим тебе цветы, ведь всем известно, что от красоты все добреют, (дети подходят, отдают цветы и говорят)
Б. Я. : Спасибо вам за цветы, от такой красоты подобрела я, повеселела. Украшу я свою избушку вашими цветами (входят дети средней группы)
Воспитатель: Бабушка, а вот и пропажу твою дети нашли.
Б. Я. : Спасибо милые, что отыскали мой волшебный чугунок. Надо и мне по сусекам поскрести, по амбару помести, может, отыщется что-нибудь для вас от Бабушки-Яги, гости все-таки (манипуляции Бабы-Яги с чугунком).
Б. Я. : Один, два, три чугунок вари! Вот и наварил, старухе угодил. Чугунок-то мой волшебный и угощение необычное (раздает чупа-чупсы, дети благодарят ее)
Воспитатель: Ну, вот нам и пора возвращаться в группу, давайте попрощаемся с Бабой-Ягой (дети прощаются, Баба-Яга уходит)
Итог занятия :
Воспитатель: Дети, вам понравилось в сказочном лесу? А что вам особенно понравилось на нашем занятии? (ответы детей)
Ну, вот нам и пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с нашим сказочным лесом :
«Прощай наш сказочный,
Добрый и загадочный,
Веселый чудный лес».