МААМ-картинки

«В русскрй горнице…»

ольга медведева
«В русскрй горнице…»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«В русской горнице…»

(Вторая младшая группа).

Программное содержание:

• Познакомить детей с русской избой : русская печь, детская люлька, столик, лавочки, атрибуты посуды (чугунок, крынка самовар, ухват, рушники, соломенные куклы, домотканные половики.

Воспитывать у детей эмоциональный отклик к устному народному творчеству через малые фольклорные формы: загадки, шутки-прибаутки, пословицы, потешки.

• Развивать познавательный интерес к посещению русской избы.

Публикация «„В русскрй горнице…“» размещена в разделах

• Совершенствовать звуковую культуру речи, расширять активный словарь.

Планируемые результаты: проявляет интерес к традиционно – бытовой культуре русского народа, к посещению «избы»; эмоционально откликается на устное народное творчество (загадки, шутки-прибаутки, пословицы, потешки); свободно вступает в контакт со взрослыми и сверстниками; владеет диалогической формой речи.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация».

Материал к занятию: группа оформлена под деревенскую избу (русская печь, берёзовые дрова, детская люлька, столик, атрибуты посуды (чугунок, крынка самовар, ухват, жёстовский поднос, рушники, соломенные куклы, домотканные половики, широкая атласная лента – вожжи, иллюстрации к русским народным потешкам художника Ю. Васнецова, угощенье для гостей (пирожки, игрушка котик Васька, игрушка маленький Ивашечка, бабушка Нюра, дед Егор, одежда для детей в русском народном стиле, сарафан, лапти и повойник для хозяйки русской горницы.

Словарная работа: изба, печь, люлька, лавка, чугунок.

Предварительная работа: заучивание потешек, стихотворений, чтение русских народных сказок, знакомство с предметами старины, организация и проведение с детьми русских народных игр; подготовка интерьера русской избы, русского костюма для бабушки Нюры, дедушки Егора, подготовка народных костюмов для детей, подготовка иллюстраций к потешкам Ю. Васнецова «Из – за леса, из- за гор…», «Мыши водят хоровод…», «Как у нашего кота…»

Ход занятия:

Х о з я й к а. Здравствуйте, здравствуйте, детушки-малолетушки! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в избушку, я в ней хозяюшка.

Садитесь на лавочки, а я вас всех разгляжу, про каждого потешку скажу (ходит около детей, гладит их по головкам, кое-кого выводит на середину избы, а затем, сказав потешку, провожает на место) :

Наша Ксюшенька в саду

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблочка в саду!

У Егорушки руки в бок, глазки в потолок.

Пошел за порог – упал поперек…

И не заплакал!

Встал и пошел, вот как хорошо!

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пойди, Катя, горенкой,

Топни, Катя, ноженькой.

Хлопни, Катя, в ладушки,

Хороши оладушки,

Горячи, румяны,

С маслицем, сметаной.

Баю-баю, баиньки,

Купим Грише валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет Гришенька ходить,

Новы валенки носить!

А у Вареньки коса —

Всему городу краса.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, коса, не путайся,

Варя, маму слушайся!

Всех я разглядела, на всех полюбовалась, теперь вы оглядитесь в моей избушке. Живу я тут не одна, а с бабушкой да с дедушкой. Бабушку Нюрой зовут. Она люлечку качает, а в ней спит маленький Ивашечка, белая рубашечка.

Бабушку Нюра:

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай,

Белолапа, не скули

И Ванюшу не буди,

Темна ноченька, не спится,

Мой Ивашечка боится.

Ты, собачка, не лай

И Ванюшу не пугай!

Х о з я й к а. А ещё, ребята, дедушка сидит на печке, в тепленьком местечке. Как его зовут, сами догадайтесь. Слушайте, я вам подскажу.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка…

( дети или воспитатель подсказывают: «Егор!»)

Правильно! Дедушку нашего Егором зовут. Давайте про него вместе расскажем да покажем!

(Хозяйка показывает детям иллюстрацию к потешке).

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!

(Хозяйка и дети идут друг за другом высоким шагом, «держа вожжи»)

(скачут, как лошадки).

Дедушка Егор: Молодцы, ребята! Знаете как меня зовут. А как хорошо вы про меня рассказали и показали. Мне очень понравилось.

Х о з я й к а. Замерзли, пока ехали? Ничего, сейчас согреемся, у меня в избушке печка есть. Я в нее дрова бросаю (показывает, бересту я зажигаю и огонь в печи разжигаю (имитирует, скоро она нагреется и в избушке еще теплее станет.

«Дом без печки – нежилой дом» – говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» называли ласково печь, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в избе становилось тепло и уютно даже в самую зимнюю стужу.

Тепло все любят: и детки, и взрослые, и мой котик Васенька.

А вот и он пришел с вами познакомиться. Иди, иди сюда, Васенька, не бойся, детки тебя не обидят. Ребятки, позовите котика ласково, а то он боится. Кто котика ласково позовет, к тому он в гости придет.

(Дети зовут котика. Воспитатель подносит к ним котика-игрушку.) Погладьте котика, вон какая у него шубка!

Как у нашего кота шубка очень хороша!

Давайте, вместе похвалим его шубку! (Повторяет с детьми прибаутку.)

Как у котика усы удивительной красы!

Длинные усы, красивые… Котику хочется чтобы вы и усы его похвалили (повторяется вторая строка прибаутки).

Глазки смелые, зубки белые!

А петь котик умеет? Как он это делает? («Мурр, мурр!») Какие у котика замечательные лапки…

Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки!

(Показывает, а дети повторяют, изображая мягкие и напряженные руки – лапки и царапки.)

Смотрите, котик по лесенке на печку взобрался и прямо к дедушке. Наверное, хочет, чтобы и дедушка его приласкал. (Повторяется прибаутка «Как у нашего кота», но уже «дедушкиным» голосом.)

Дедушка Егор:

Как у нашего кота шубка очень хороша!

Как у котика усы удивительной красы!

Глазки смелые, зубки белые!

Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки!

Х о з я й к а. Пора котика кормить. Кто знает, что он любит? (Следуют ответы.)

Вот тебе молоко. (Котик «лакает», затем «умывается».)

Попил котик молоко, умылся лапкой. Теперь, Васенька, поиграй с нами.

Котик часто на лежанке греется, дремлет. Пока он дремлет, давайте притворимся мышками и станем возле печки хоровод водить. Беритесь за ручки, будем по кругу ходить и приговаривать.

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

(идут по кругу, взявшись за руки)

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

(стоя на месте, грозят пальцем)

Вот проснется Васька-кот,

(хлопают в ладоши)

Разобьет весь хоровод!

(Разбегаются, котик «ловит».)

Весело поиграли! А как бегали быстро! Котик, как ни старался, никого не поймал, мяукнул «мяу!» – и на печку спать отправился.

Спи, мой котик, бархатный животик.

Ребята, как мы с вами хорошо и душевно побеседовали. Но, пришло время прощаться мне с вами. Вам понравилось у меня в избушке? (Ответы детей).

Пора мне вас и угостить. Раньше говорили: «Каков гость, таково ему и угощение». А у меня в горнице собралось очень много хороших гостей. А про какое угощение говорится в загадке?

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает,

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По немножку все съедят.

( Ответ: пирог).

А какие пирожки вы любите больше всего?

(Ответы на вопрос дают представление о том, какие бывают пирожки).

Ребята, а вы хотите попробовать настоящих пирожков из нашей печки? (Ответы детей).

(Дети вместе с воспитателем – хозяйкой подходят к печке и достают пирожки на подносе).

Х о з я й к а. Ребята, приходите ко мне в гости ещё!

До свидания! Буду вас ждать!

Литература

1. Ботякова О. А. Российский этнографический музей – детям: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений – СПб, 2001.

2. Зеленова Н. Г. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М, 2010.

3. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Вторая младшая группа. - М,2007.

4. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. / Составитель В. В Гербова и др. – М, 2011.

5. Князева О. Л Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб, 2010.

6. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ В. Н. Косарева. - Волгоград. 2014.

7. Тихонова М. В. Красна изба… : знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада. – СПб, 2004.

8. Чубарова Н. Б. Мини – музей «Русская изба»./ Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - №4,2013.

9. Энциклопедия детского фольклора для чтения взрослым и детям. – М, 2008.

Публикации по теме:

Оформление детского сада. Мини-музей «Русская изба»Оформление детского сада. Мини-музей «Русская изба» Уважаемые коллеги! Хочу предложить вам посетить наш мини- музей. Дошкольники должны знать не только историю Российского государства, но.

Знакомство с русской утварью.Знакомство с русской утварью. Во всех детских садах давно введены занятия по ознакомлению с русским народным бытом, с русской утварью, с народным фольклором. Для ознакомления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В русскрй горнице…»
Опубликовано: 9 ноября 2014 в 00:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД