ольга медведева
«В русскрй горнице…»
▼ Скачать
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«В русской горнице…»
(Вторая младшая группа).
Программное содержание:
• Познакомить детей с русской избой : русская печь, детская люлька, столик, лавочки, атрибуты посуды (чугунок, крынка самовар, ухват, рушники, соломенные куклы, домотканные половики.
• Воспитывать у детей эмоциональный отклик к устному народному творчеству через малые фольклорные формы: загадки, шутки-прибаутки, пословицы, потешки.
• Развивать познавательный интерес к посещению русской избы.
Публикация «„В русскрй горнице…“» размещена в разделах
• Совершенствовать звуковую культуру речи, расширять активный словарь.
Планируемые результаты: проявляет интерес к традиционно – бытовой культуре русского народа, к посещению «избы»; эмоционально откликается на устное народное творчество (загадки, шутки-прибаутки, пословицы, потешки); свободно вступает в контакт со взрослыми и сверстниками; владеет диалогической формой речи.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация».
Материал к занятию: группа оформлена под деревенскую избу (русская печь, берёзовые дрова, детская люлька, столик, атрибуты посуды (чугунок, крынка самовар, ухват, жёстовский поднос, рушники, соломенные куклы, домотканные половики, широкая атласная лента – вожжи, иллюстрации к русским народным потешкам художника Ю. Васнецова, угощенье для гостей (пирожки, игрушка котик Васька, игрушка маленький Ивашечка, бабушка Нюра, дед Егор, одежда для детей в русском народном стиле, сарафан, лапти и повойник для хозяйки русской горницы.
Словарная работа: изба, печь, люлька, лавка, чугунок.
Предварительная работа: заучивание потешек, стихотворений, чтение русских народных сказок, знакомство с предметами старины, организация и проведение с детьми русских народных игр; подготовка интерьера русской избы, русского костюма для бабушки Нюры, дедушки Егора, подготовка народных костюмов для детей, подготовка иллюстраций к потешкам Ю. Васнецова «Из – за леса, из- за гор…», «Мыши водят хоровод…», «Как у нашего кота…»
Ход занятия:
Х о з я й к а. Здравствуйте, здравствуйте, детушки-малолетушки! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в избушку, я в ней хозяюшка.
Садитесь на лавочки, а я вас всех разгляжу, про каждого потешку скажу (ходит около детей, гладит их по головкам, кое-кого выводит на середину избы, а затем, сказав потешку, провожает на место) :
Наша Ксюшенька в саду
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко яблочка в саду!
У Егорушки руки в бок, глазки в потолок.
Пошел за порог – упал поперек…
И не заплакал!
Встал и пошел, вот как хорошо!
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пойди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
Хлопни, Катя, в ладушки,
Хороши оладушки,
Горячи, румяны,
С маслицем, сметаной.
Баю-баю, баиньки,
Купим Грише валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет Гришенька ходить,
Новы валенки носить!
А у Вареньки коса —
Всему городу краса.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, коса, не путайся,
Варя, маму слушайся!
Всех я разглядела, на всех полюбовалась, теперь вы оглядитесь в моей избушке. Живу я тут не одна, а с бабушкой да с дедушкой. Бабушку Нюрой зовут. Она люлечку качает, а в ней спит маленький Ивашечка, белая рубашечка.
Бабушку Нюра:
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа, не скули
И Ванюшу не буди,
Темна ноченька, не спится,
Мой Ивашечка боится.
Ты, собачка, не лай
И Ванюшу не пугай!
Х о з я й к а. А ещё, ребята, дедушка сидит на печке, в тепленьком местечке. Как его зовут, сами догадайтесь. Слушайте, я вам подскажу.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка…
( дети или воспитатель подсказывают: «Егор!»)
Правильно! Дедушку нашего Егором зовут. Давайте про него вместе расскажем да покажем!
(Хозяйка показывает детям иллюстрацию к потешке).
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!
(Хозяйка и дети идут друг за другом высоким шагом, «держа вожжи»)
(скачут, как лошадки).
Дедушка Егор: Молодцы, ребята! Знаете как меня зовут. А как хорошо вы про меня рассказали и показали. Мне очень понравилось.
Х о з я й к а. Замерзли, пока ехали? Ничего, сейчас согреемся, у меня в избушке печка есть. Я в нее дрова бросаю (показывает, бересту я зажигаю и огонь в печи разжигаю (имитирует, скоро она нагреется и в избушке еще теплее станет.
«Дом без печки – нежилой дом» – говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» называли ласково печь, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в избе становилось тепло и уютно даже в самую зимнюю стужу.
Тепло все любят: и детки, и взрослые, и мой котик Васенька.
А вот и он пришел с вами познакомиться. Иди, иди сюда, Васенька, не бойся, детки тебя не обидят. Ребятки, позовите котика ласково, а то он боится. Кто котика ласково позовет, к тому он в гости придет.
(Дети зовут котика. Воспитатель подносит к ним котика-игрушку.) Погладьте котика, вон какая у него шубка!
Как у нашего кота шубка очень хороша!
Давайте, вместе похвалим его шубку! (Повторяет с детьми прибаутку.)
Как у котика усы удивительной красы!
Длинные усы, красивые… Котику хочется чтобы вы и усы его похвалили (повторяется вторая строка прибаутки).
Глазки смелые, зубки белые!
А петь котик умеет? Как он это делает? («Мурр, мурр!») Какие у котика замечательные лапки…
Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки!
(Показывает, а дети повторяют, изображая мягкие и напряженные руки – лапки и царапки.)
Смотрите, котик по лесенке на печку взобрался и прямо к дедушке. Наверное, хочет, чтобы и дедушка его приласкал. (Повторяется прибаутка «Как у нашего кота», но уже «дедушкиным» голосом.)
Дедушка Егор:
Как у нашего кота шубка очень хороша!
Как у котика усы удивительной красы!
Глазки смелые, зубки белые!
Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки!
Х о з я й к а. Пора котика кормить. Кто знает, что он любит? (Следуют ответы.)
Вот тебе молоко. (Котик «лакает», затем «умывается».)
Попил котик молоко, умылся лапкой. Теперь, Васенька, поиграй с нами.
Котик часто на лежанке греется, дремлет. Пока он дремлет, давайте притворимся мышками и станем возле печки хоровод водить. Беритесь за ручки, будем по кругу ходить и приговаривать.
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
(идут по кругу, взявшись за руки)
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
(стоя на месте, грозят пальцем)
Вот проснется Васька-кот,
(хлопают в ладоши)
Разобьет весь хоровод!
(Разбегаются, котик «ловит».)
Весело поиграли! А как бегали быстро! Котик, как ни старался, никого не поймал, мяукнул «мяу!» – и на печку спать отправился.
Спи, мой котик, бархатный животик.
Ребята, как мы с вами хорошо и душевно побеседовали. Но, пришло время прощаться мне с вами. Вам понравилось у меня в избушке? (Ответы детей).
Пора мне вас и угостить. Раньше говорили: «Каков гость, таково ему и угощение». А у меня в горнице собралось очень много хороших гостей. А про какое угощение говорится в загадке?
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По немножку все съедят.
( Ответ: пирог).
А какие пирожки вы любите больше всего?
(Ответы на вопрос дают представление о том, какие бывают пирожки).
Ребята, а вы хотите попробовать настоящих пирожков из нашей печки? (Ответы детей).
(Дети вместе с воспитателем – хозяйкой подходят к печке и достают пирожки на подносе).
Х о з я й к а. Ребята, приходите ко мне в гости ещё!
До свидания! Буду вас ждать!
Литература
1. Ботякова О. А. Российский этнографический музей – детям: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений – СПб, 2001.
2. Зеленова Н. Г. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М, 2010.
3. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Вторая младшая группа. - М,2007.
4. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. / Составитель В. В Гербова и др. – М, 2011.
5. Князева О. Л Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб, 2010.
6. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ В. Н. Косарева. - Волгоград. 2014.
7. Тихонова М. В. Красна изба… : знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада. – СПб, 2004.
8. Чубарова Н. Б. Мини – музей «Русская изба»./ Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - №4,2013.
9. Энциклопедия детского фольклора для чтения взрослым и детям. – М, 2008.