Юлия Габова
Консультация для родителей «Что значит ФГОС???»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей по теме :
«Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования»
ФГОС ДО - утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155.
Стандарт разработан на основе:
Конституции РФ;
Законодательства РФ;
Конвенции ООН о правах ребёнка.
Определение ФГОС ДО-
Это совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством:
1. расширения возможностей развития личностного потенциала и
Публикация «Консультация для родителей „Что значит ФГОС??“» размещена в разделах
способностей каждого ребёнка дошкольного возраста;
2. обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
3. приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
4. развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
5. реализации вариативных образовательных программ;
6. соблюдения прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса
Основные принципы дошкольного образования:
1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, амплификация детского развития;
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. Сотрудничество Организации с семьёй;
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт направлен на достижение целей:
10. Повышение социального статуса дошкольного образования;
11. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
12. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям Реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
13. Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса и других особенностей;
Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие особенностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
4. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
5. формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
6. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
7. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Особенностью ФГОС ДО является индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Требования к результатам освоения ООП ДО:
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребё нка на этапе завершения ДО:
1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
2. Способность выбирать себе род занятий;
3. Уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;
4. Обладание чувством собственного достоинства;
5. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
6. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;
7. Подчинение разным правилам и социальным нормам;
8. Проявление творческих способностей;
9. способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);
10. Способность к волевым усилиям;
11. Проявление любознательности;
12. Склонность к наблюдению, экспериментированию;
13. Способность к принятию собственных решений.
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями :
Родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
1. Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
2. Обеспечить открытость дошкольного образования;
3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
5. Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
6. Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.