Наталья Львова
Конспект совместной деятельности «В поисках радуги» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32
Конспект
совместной деятельности
«В поисках радуги»
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
Составили: Львова Н. А., воспитатель
г. Новочеркасск
Тема: «В поисках радуги»
Тип: «Совместная деятельность»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Публикация «Конспект совместной деятельности „В поисках радуги“ в подготовительной к школе группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
Интеграция с образовательными областями: «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Цель: Развитие просодических компонентов речи и коррекция слухо-зрительной координации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Знакомство с цветовой гаммой радуги.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Развитие навыков чтения, звукового анализа и синтеза; активизация словаря по темам «цвета радуги», «природа»; согласование существительных с прилагательными в роде, числе; развитие навыков составления рассказа ; развитие умения подбирать антонимы к существительным, прилагательным; развитие связной речи; совершенствование умений отвечать на вопросы полным ответом, формируя диалогическую речь.
Коррекционно-развивающие. Развитие фонематического восприятия, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, умения ориентироваться в пространстве; развитие звуковой культуры речи; развитие восприятия посредством синестезии (Синестезия (греч.) — одновременное ощущение, совместное чувство) — в психологии — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, развитие творческих способностей, памяти, внимания, абстрактного и логического мышления. Совершенствовать работу по развитию речевого дыхания, умения соотносить темп, ритм речи с темпом движения.
Коррекциоонно-воспитательные.
Создание эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия детей в процессе обучения посредством применения техник арттерапии (цветотерапия,ароматерапия, сказкотерапия, песочная терапия) .Воспитание чувства переживания, умения прийти на помощь. Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости.
Методы: проблемный метод, групповая работа, здоровьесберегающие технологии, использование ИКТ.
Приемы: речевой образец, повторение, объяснение, словесное упражнение, информационно – наглядные приемы, косвенные приемы (совет, подсказка, напоминание, исправление)
Материал: мультимедийное оборудование, презентация по предложенной теме, карта для путешествия, радужные зайчики, бумажные бабочки, звукозапись : шум ветра, воды, скрип двери, топот копыт лошади, разрезные карточки - картинки. флакончики с запахами: ели, клубники, апельсина, лимона, ленточки, плоскостная радуга., прозрачный сосуд, цветные сыпучие материалы, солнышки.
Список детей :
1. Шарипов Эльдар – ОНР 3 уровень. Дизартрия
2. Яковлева Рита - ОНР 4 уровень. Дизартрия
3. Парсамян Павел - ОНР 3 уровень. Дизартрия
4. Юдин Саша - ОНР 3 уровень. Дизартрия
5. Литвишков Федя - ОНР 4 уровень. Дизартрия
6. Грущенко Саша - ОНР 3 уровень. Дизартрия
7. Пузикова Катя - - ОНР 4 уровень. Дизартрия
Индивидуализация образовательного процесса:
1. Шарипов Э., Грущенко С. – совершенствование грамматического строя речи: согласование существительных с прилагательными в роде, числе.
2. Парсамян П., Юдин С. – развитие умения подбирать антонимы к существительным.
3. Яковлева Р., Пузикова К. - совершенствование умений отвечать на вопросы полным ответом, формируя диалогическую речь.
4. Литвишков Ф., Грущенко С., Шарипов Э. – развитие звукового анализа и синтеза.
Использование вопросов разной трудности с учетом индивидуальных возможностей детей.
Совместная деятельность.
Дети стоят в кругу (в это время включают музыку).
Воспитатель (шепотом, интригующе). Тихо! Не спугните сказочные чудеса. Я вам буду сказку рассказывать, а вы мне ее показывать. Жили-были в радужной стране ребята.. Были они веселые и трудолюбивые. Девочки красивые да сердцем добрые. Мальчики сильные, как богатыри, да справедливые. И были у них в радужной стране чудеса. Первое — это радуга, которая каждый раз после дождя появлялась на небе. Второе — это радужные зайчики.
Ребята, как вы думаете, радужные зайчики, это какие?
Дети: разноцветные зайчики.
. Они появлялись у ребят, когда те делали что-то хорошее, правильно отвечали, отгадывали загадки. А вы хотели бы их увидеть? (дети отвечают). И вы их очень скоро увидите. Ну-ка, отгадайте загадку «После дождичка повисло в небе чудо-коромысло».
Дети: Радуга.
Воспитатель: Но случилась в радужной стране беда : погасла чудо-радуга. Не стало её. Девочки заплакали. Покажите мимикой и жестами, как они плакали. (Девочки показывают, как плачут., а мальчики стали их утешать. Покажите жестами.
Дети : «Не плачьте. Мы новую радугу добудем». И отправились они на поиски радуги по волшебной тропинке.
Воспитатель: Найти радугу нам помогут волшебные слова: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Кто знает, что это за слова?
Дети: Название цветов радуги.
Воспитатель: Давайте все вместе произнесём эти слова.
(Затем дети хором произносят волшебные слова.)
Воспитатель: В нашем путешествии поможет карта, которую прислали радужные зайчики.
Логопед: Ребята, а какой верхний цвет?
Дети: Красный.
Логопед: Давайте найдём на карте красного зайчика и узнаем, что нам необходимо сделать, чтобы появился красный цвет нашей чудо-радуги.
.
1. Красный зайчик.
(Красный (первое задание в красном конверте)
Логопед: Красный зайчик приглашает нас на волшебную поляну. (звучит музыка и появляется слайд)
Слайд № 1
(Полянка «Бабочки» (Упражнения на развитие направленной воздушной струи)
Логопед: - Как много здесь цветов. Посмотрите, бабочки! Они много летают и наверняка знают, куда упала радуга. Но сначала бабочки просят поиграть с ними. Что можно сделать, чтобы бабочки полетели?
Дети: Нужно подуть на них.
(Дети вместе с воспитателем выполняют упражнения)
Логопед :- Молодцы, ребята! Справились с заданием, и за это бабочки помогли найти нам первый кусочек радуги. Какого он цвета?
Дети: Красного.
(Появляется красный цвет радуги) Слайд № 2
Воспитатель: Ребята, а какой второй цвет радуги?
Дети: Давайте найдём оранжевого зайчика на карте.
(На карте ищут оранжевого зайчика.)
. 2. Оранжевый зайчик (второе задание в оранжевом конверте)
Воспитатель: Звуки бывают разные. Бывают речевые звуки и неречевые.
Речевые звуки - это звуки, которые мы с вами произносим, произнесите любые звуки (а,у. и, м, н…и т. д.)А какие бывают неречевые звуки?
Дети : шум ветра, стук, шорох, дождь.
Игра «Отгадай, что звучит?» Узнавание неречевых звуков
Воспитатель: Задание мы с вами выполнили. Появился кусочек радуги оранжевого цвета. Слайд № 3
Воспитатель: Теперь у нашей радуги есть оранжевый цвет? Какой третий цвет радуги?
Дети: Желтый
Воспитатель: Какого зайчика мы должны найти? (По карте ищут желтого зайчика.)
3. Желтый (третье задание в желтом конверте)
Воспитатель- На полянке нас встречают гласные звуки. Как вы думаете, почему их так назвали гласные? Совершенно верно, потому что у этих звуков есть красивый голос и они легко поются. И выдыхаемому воздуху ничего не мешает (ни губки, ни зубки, ни язычок).
- Поиграем с гласными звуками? (дети встают в круг)
Речь с движением: «Гласные звуки» - уточнение артикуляции гласных звуков
(Воспитатель выполняет вместе с детьми)
А-А-А-А – закачалась голова. (Покачивать головой вправо-влево).
О-О-О-О – покатилось колесо. (Круговые движения руками).
У-У-У-У – у машины руль держу. (Показать руками «руль»).
Э-Э-Э-Э – две руки на голове. (Положить руки на голову).
И-И-И-И – руки шире растяни. (Поднять руки вверх).
Ы-Ы-Ы-Ы – мыли дома мы полы. (Опустить руки вниз, движения вправо-влево).
Воспитатель:- Давайте возьмем с собой наши гласные звуки и отправимся дальше.
А в небе еще кусочек радуги появился – желтого цвета! Слайд № 4
Логопед: Как красиво на полянке! Ребята, давайте здесь немного отдохнем. Слайд № 5 Полянка
. Релаксация «Радуга»
(Дети ложатся на спину, закрывают глаза, расслабляются (под звучание «Колыбельной», представляя летний пейзаж.)
Логопед :Радуга-дуга-дуга, унеси меня в луга,
На травушку шёлковую, на речку бирюзовую,
На теплый желтенький песок!
(Логопед называет поочередно цвета радуги, дети стремятся с закрытыми глазами «увидеть» заданный цвет. Дети потянулись, затем встали.)
Воспитатель: Какой четвёртый цвет радуги? (Зелёный) Какого зайчика вы будете искать? По карте ищут.
4. Зелёный зайчик. «Грамота»
В конверте слово РАДУГА.
Воспитатель: Прочитайте слово. Сколько слогов в слове РАДУГА?
Назовите первый слог. Второй. Третий.
С какого звука начинается слово РАДУГА?
. Игра «Слово на ладошке: угадай цвет радуги». Согласование существительных с прилагательными.
Логопед:
- Ребята, давайте сыграем в игру «Угадай цвет».
(Дети встают в шеренгу. Логопед по очереди подходит к каждому ребёнку и произносит существительное с вопросом, ребёнок должен сказать прилагательное, которое с ним согласуется в роде, числе и «положить слово на ладошку».)
Лес (какой) – лес зелёный,
трава (какая) - ,
помидор?
Лимон?
Слива?
Небо?
Малина?
Апельсин?
Солнце?
Море?
Воспитатель: Молодцы! Вот вы и нашли зелёный цвет радуги
Слайд №6
Ребята, а какой пятый цвет радуги? (Голубой) Давайте найдём голубого зайчика. (Ищут по карте)
5. Голубой зайчик (пятое задание в голубом конверте)
Выделение первого звука в слове.
Воспитатель: Ребята, мы подошли с вами к озеру.
В нем плавают рыбки. Каждый из вас выберет себе рыбку (в каждой рыбке по две карточки - картинки).
- Вам нужно сложить картинку из частей, назвать предмет, изображенный на ней и определить, на какой звук начинается слово?
Задание выполнено.
Появляется кусочек радуги голубого цвета. Слайд № 7
6. Синий зайчик. Игра «Наоборот»,
Логопед : Предлагаю сыграть в игру «Наоборот»
Я говорю вам высоко
А вы скажите….(низко)
Я говорю вам далеко
А вы скажите….(близко)
Длинный -(короткий)
Широкий -….(узкий)
Толстый - …. (тонкий)
Горячий – (холодный)
Сахар сладкий – лимон (кислый)
Луна видна ночью, а солнце – (днём)
Река широкая, а ручей (узкий)
Камень тяжелый, а пух (лёгкий)
7. Аромотерапия (фонограмма шум ветра)
Воспитатель:- Дети, подул с озера сильный ветер и все краски перепутал, спрятал в одинаковые флакончики. Мы должны определить, в каком флакончике какая краска. Как же это сделать? Может, мы сможем по запаху определить, какой цвет спрятан?
(Дети по одному нюхают флакончик, называют запах и по аналогии определяют цвет).
- Катя, какой это запах? (Это запах ели.) Какого цвета ель? (Зеленого! Это зеленая краска).
(малина/клубника, апельсин, лимон, сосна) .
- А чем пахнет радуга? Сказкой, надеждой, радостью, ромашковым полем и детской улыбкой…
Воспитатель: Молодцы! Вот вы хорошо справились со всеми заданиями и нашли синий цвет радуги! Слайд № 8 (синий цвет радуги)
Ребята, а какого цвета седьмая полоса радуги? (Фиолетового)
8. Фиолетовый зайчик (седьмое задание в фиолетовом конверте)
Воспитатель: Мы с вами много путешествовали по карте, наши глаза устали, им надо отдохнуть
Гимнастика для глаз
«Солнечный зайчик» (в соответствии с методикой йогов).
Солнечный мой заинька,
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька,
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет:
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает.
Дети вытягивают вперед ладошку.
Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.
Голова все время находится в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями.
Слайд № 9 Появляется вся радуга.
9. Подвижная игра «Радуга».
Логопед: - А теперь соединим все цвета и построим радугу.
(Когда играет песня «Кто построил радугу», дети бегают врассыпную. Во время музыкальной паузы дети должны встать в том порядке, в котором расположены цвета радуги.)
10. Сенсорный душ.
Логопед :- Вот мы и собрали нашу Радугу. Слайд № 8
Настало время чудес. Давайте сейчас по очереди пройдемся под радугой, и там, под куполом радуги пусть осуществятся все наши желания и мечты.
Включаем фонограмму с волшебной музыкой.
(Дети по очереди под музыку проходят через сенсорный душ, затем садятся на стульчики).
- Кого вы увидели под куполом радуги? (Себя).Как вы думаете, что это означает?
Дети: Это значит, что все наши желания исполнятся.
11. Заключительная часть. Творческое задание «Кусочек радуги».
Воспитатель: - Ребята, мы с вами в волшебной стране и, значит, тоже маленькие волшебники. Волшебники всегда творят настоящие чудеса. Хотите сотворить чудо – радугу своими руками?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Радуга»
Гляньте: радуга над нами,
(Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).)
Над деревьями,
(Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.)
Домами,
(Руки сложены над головой крышей.)
И над морем, над волной,
(Нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной.
(Дотронуться до головы)
(Дети за столом собирают радугу в прозрачном сосуде из цветных сыпучих материалов, соблюдая последовательность цветов).
Музыка Песня «Улыбка» (звучит как фон)
Воспитатель : Вот, ребята, какая красивая и большая радуга у нас получилась!
Но что радуга! Если бы вы ленились, часто ссорились, то и наше волшебство бы не получилась. Но вы молодцы! Вы были дружны и старательны! Будьте всегда такими, и у вас все получится!
Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад.
12. Рефлексия.
Воспитатель: Какое настроение у вас, ребята? Посмотрите, солнце протянуло свои лучики и подарило нам много маленьких солнышек. Подойдите и выберите себе солнышко, которое отражает ваше настроение. А сейчас мы, с нашими солнышками и волшебной радугой отправимся в детский сад по волшебной тропинке. Слайд № 10 Солнышко и радуга
.