Надежда Жданова
Игровая комната «В мире профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 36
Методическая разработка
Креатив – идея
Игровая комната
«В мире профессий»
Воспитатель высшей
квалифицированной категории
Жданова Н. Н.
Городской округ г. Кулебаки, 2021 г.
Паспорт методической разработки
Сроки реализации: сентябрь 2020 г. – май 2021 г.
Возрастная группа: воспитанники 5 – 7 лет.
Пояснительная записка
Публикация «Игровая комната „В мире профессий“» размещена в разделах
Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования.
Первой ступенью системы образования в России является дошкольное образование, его задача сформировать первичные представления дошкольника об окружающем мире, заложить основы нравственного и познавательного развития личности ребенка.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Актуальность
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно - денежным отношениям. Ребёнок практически ежедневно слышит такие понятия, как деньги, товары, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово - грамотного человека.
Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Ознакомление детей с трудом взрослых - это важное социально - эмоциональное средство погружения в мир взрослых, получения детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях. Эти знания играют важную роль в процессе социализации ребенка, они дают понять дошкольнику, как устроено общество, какие задачи оно выполняет, и какие задачи выполняет каждый человек. Вместе с тем, знакомясь с особенностями трудовой деятельности взрослых, у детей дошкольного возраста формируется интерес к трудовой деятельности, положительное отношение к труду.
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, инновационных и эффективных средств развития ребёнка. Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование кадрового, организационного, учебно-методического, материально-технического обеспечения ДОУ, а также организации социального партнёрства.
В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядно - развивающую среду, наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Все это подтолкнуло нас по - новому взглянуть на организацию профориентационной работы. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Цель: Создание условий в дошкольном учреждении направленных на раннюю профориентацию дошкольников через организацию предметно - игровой среды.
Задачи:
1. Создать на базе ДОУ игровую комнату «В мире профессий».
2. Обогатить и конкретизировать представления детей о различных профессиях, через «погружение» в реальные практические ситуации.
3. Формировать первоначальные представления о труде как экономической категории.
4. Формировать финансовую культуру у детей;
5. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
6. Взаимодействовать с семьями воспитанников через организацию «Встречи с интересными людьми».
7. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии через взаимодействие с социальными партнерами.
Объект: Условия, направленные на раннюю профориентацию дошкольников.
Предмет: Организация предметно – игровой среды в ДОУ.
Гипотеза: Создание на базе ДОУ игровой комнаты «В мире профессий», дает возможность воспитанникам исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии через «погружение в профессию»; расширяет кругозор, представление о мире профессий.
Проблема: Материально – техническая база ДОУ недостаточно обогащена пособиями по профориентации дошкольников.
Новизна: заключается в комплексном решении задач социально - педагогического направления, введение в педагогическую практику развивающих технологий и новых форм работы с дошкольниками, которые позволят построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Нормативно-правовое обеспечение
Федеральный закон «Об образовании РФ» № 273 от 29.12.2012 г. ;
Приказ Мин. Обр. и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой;
ООП МБДОУ д/с № 36
Проект МБДОУ д/с № 36 «Профессии наших родителей»
Формы и методы взаимодействия:
Непрерывная образовательная деятельность;
Игровая деятельность : дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры.
Чтение художественной литературы.
Беседы.
«Встречи с интересными людьми»;
Опытно - экспериментальная и поисковая деятельность;
«Виртуальные экскурсии»
Использование видео – аудиоматериалов.
Досуги, развлечения, мастер – классы.
Этапы проведения
Первый этап - организационно-аналитический.
Цель: анализ психолого - педагогических условий в ДОУ, способствующих ранней профориентации воспитанников, создание условий для реализации методической разработки (сентябрь – декабрь)
№ п/п Задачи Результат
1. Мониторинг уровня сформированности представлений о профессиях у детей 5-7 лет Опросник «Профессиональная деятельность взрослых» Л. В. Куцаковой
2. Анализ развивающей предметно – пространственной среды по профориентации - Анализ анкетирования;
- Результаты тематического контроля;
3. Разработка методических материалов - Разработка перспективного плана взаимодействия с детьми, родителями, социальными партнерами;
- Создание картотеки методических наработок, (конспектов, дидактических игр, презентаций, лэпбуков).
4. Оснащение игровой комнаты «В мире профессий» материалами и игровыми пособиями по профориентации.
(Приложение № 1) - Разработка паспорта игровой комнаты «В мире профессий»;
- Мультимедийное оснащение (видео презентации, виртуальные экскурсии, мультфильмы о профессиях)
Второй этап - практический (январь – апрель).
Цель: реализация методической разработки.
№
п/п Задачи Содержание
1. Реализация перспективного плана с детьми старшего дошкольного возраста.
(Приложение № 2) Разработаны конспекты ООД:
- «Путешествие в мир профессий»,
- «Профессия - спасатель»,
- «Профессия парикмахер - стилист»,
- «Учитель»,
- «Профессия - швея»,
- «Врач»,
- «Профессия - кинолог»,
- «О тех, кто работает в банке».
2. Организация профориентационной работы с родителями.
(Приложение № 3) «Встречи с интересными людьми» :
- «Беседа с полицейским»,
- «Беседа с медсестрой»,
- «Знакомство с профессией строитель»,
- «В гости к художнику»
Оформление книг:
- «Есть такая профессия – Родину защищать»,
- «Моя мама – учитель»,
- «Все профессии нужны, все профессии важны»,
- «Профессия моей мамы – педагог дополнительного образования».
3. Реализация плана взаимодействия с социальными партнерами.
(Приложение № 4) Экскурсии:
- «В школу»,
- «В магазин»,
- «На почту»,
- «В прачечную»,
- «В пожарную часть»,
- «В столярную мастерскую»,
- «На ферму»
Третий этап - обобщающий (май).
Цель: оценка эффективности проведенной работы, определение перспективы.
№ задачи содержание
1 Анализ РППС по профориентации детей старшего дошкольного возраста, выявление уровня сформированности представлений о профессиях у детей 5-7 лет - Повторный мониторинг;
- Анализ эффективности проведенной работы по методической разработке
2 Транслирование результатов методической разработки - Предоставление результатов методической разработки на сайте ДОУ, публикации в электронных педагогических журналах.
Ожидаемые результаты
Построение модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.
Создание системы работы по ранней профориентации детей.
Формирование обобщенного представления у дошкольников о структуре трудового процесса, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых.
Расширение системы взаимодействия по ранней профориентации с родителями и социальными партнерами.
Литература
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»;
2. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
3. Приказ Мин. Обр. и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
4. Веракса Н. Е., Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2020.
5. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозайка–Синтез, 2018 г. ;
6. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду – М. : Мозайка–Синтез, 2018 г. ;
Интернет-ресурсы:
https://ped-kopilka.ru/- «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»
https://nsportal.ru/ - Формирование представлений о людях разных профессий у детей в дошкольном образовательном учреждении.
https://infourok.ru/ - Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры.