Ольга Сокова
«В гостях у Матрешки» — интегрированное занятие
▼ Скачать + Заказать документы
"В гостях у матрешки" - интегрированное занятие.
Ход занятия
1 блок. Организационный.
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в зал и рассаживаются на стульчиках.
Музыкальный руководитель.
Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех вас я
В музыкальном зале у меня.
Дети.
Здравствуйте!
Музыкальный руководитель.
Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети.
Публикация «„В гостях у Матрешки“ — интегрированное занятие» размещена в разделах
Да, любим!
Музыкальный руководитель.
Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская …
Дети.
Матрёшка.
Музыкальный руководитель.
Правильно, матрёшка!
Путь не близкий будет, что же, не беда!
С музыкой нам весело, хорошо всегда!
Ну что, готовы в путь дорогу?
Дети.
Да.
Музыкальный руководитель.
А вот на чём можно поехать в гости? (ответы детей)
Музыкальный руководитель.
А мы с вами отправимся в путешествие на паровозе.
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём,
За вагончиком вагон.
Под музыку песни «Поезд» (CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети выполняют музыкально-ритмические упражнения. Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка.
2 блок. Познавательно-развлекательный.
Матрёшка.
Здравствуйте, дети!
Дети.
Здравствуй, матрёшка!
Матрёшка.
Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок.
Звучит русская народная мелодия песни, матрёшка выполняет танцевальные движения, дети хлопают в ладоши.
Матрёшка.
Не одна я в домике была, а с подружками своими.
Отдаёт музыкальному руководителю матрёшку – игрушку.
Музыкальный руководитель.
Да где же они, подружки твои? Ребята, вы видите подружек?
Дети.
Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.
Музыкальный руководитель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на стол.
Музыкальный руководитель.
Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?
1 ребёнок.
Матрёшка на окошке
В ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.
2 ребёнок.
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одё жки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
3 ребёнок.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся
Они нам очень нравятся.
Музыкальный руководитель.
Молодцы, ребятки! А у нас тоже есть матрешки, они нам сейчас споют веселые частушки. (Дети поют Частушки.)
- Как вы думаете, ребята, откуда появилась матрешка на Руси? (ответы детей)
Матрешка, сейчас вам все расскажет.
Матрешка.
Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. (Слайд 2)
Первая матрешка была сделана в местечке Абрамцева. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звездочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин. В ее входило семь фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена, (в то время было любимое имя для девушек) с петухом понравилась всем, что игрушку назвали Матрешкой. Появилась первая матрешка в России очень давно, более100 лет назад. (Слайд 3)
Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. В матрешке отображается образ русской женщины, она символизирует дружбу да любовь, счастье и благополучие. Наиболее известны три вида матрёшек :
Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.
Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек. (Слайд 4)
В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет - красный, желтый и синий. (Слайд 5, 6)
Матрешка из села Загорска всегда в сарафанах, рубахи – с вышивкой, платки матрешек украшает роспись. Фартук рисуют не всегда. Расписывают матрешек яркими красками, часто в руках какой-либо предмет – корзинка, хлеб-соль, самовар и прочее. (Слайд7,8)
Третья матрешка из села Полхов-Майдан. У этих матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двух цветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. При росписи матрешек чаще используют малиново-красный, зеленый, черный цвета. (Слайд 9,10)
Матрешка.
- Ребята, это традиционные матрешки, а еще есть авторские матрешки.
Авторские матрешки появляются на свет в разных местах России. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. (Слайд 11, 12)
Все виды матрешек делают из дерева, их вытачивают и расписывают всегда вручную. Матрешка – это постоянный источник народного творчества, она обладает большим потенциалом из-за своего уникального устройства вложения одной куклы в другую. (Слайд 13)
Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний и границ. (Слайд 14)
Вопросы детям:
- Ребята, а из какого материала сделана матрешка? (из дерева)
- Значит она какая? (Деревянная)
- Почему ее назвали матрешка?
- Из каких городов у нас в гостях матрешки?
Музыкальный руководитель.
-А как вы думаете, какой человек их мастерил: добрый или злой? - Почему вы так решили? Конечно добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому ее любят взрослые и дети. Смотрю я на них и самой поиграть хочется. А вы хотите?
ИГРА «Матрешка и мышь»
3 блок. Продуктивный.
Матрешка.
Ребята, а теперь я вас приглашаю в мастерскую, именно там мастера –художники выполняют свои работы.
Матрёшка.
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
(стол прикрыть тканью)
-Ребята, а вы хотите сегодня стать мастерами? А как вы думаете,что вы будете мастерить? … Смастерим матрешек? А что с ними можно делать (играть, танцевать, дарить) А кому можно их подарить?
А давайте мы наших матрешек подарим малышам. Я думаю они будут рады.
Но для того, чтобы приступить к работе, нужно посмотреть, что лежит на столах у мастеров. (дети перечисляют)
Теперь повторим правила работы с ножницами, клеем. (дети называют правила)
Ножницы клади кольцами к себе
Не оставляй ножницы открытыми.
Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Материал у нас разный: цветная бумага, ткань, фантики. Выберите по желанию, из какого материала, вы будете выполнять свою авторскую матрешку. (дети выбрали)
Но перед тем как приступить к работе, мы разогреем свои пальчики.
Пальчиковая игра «Матрешки»
Мы красавицы - матрешки
Разноцветные одежки
Раз – Матрена, два – Малаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять,
Нас не трудно сосчитать.
Матрешка
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело,
Составляй любой узор
Чтобы радовал он взор
(Дети работают)
Звучат русские народные мелодии в записи. Дети изготавливают плоскостных матрёшек.
Матрешка
Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились.
4 блок. Рефлексия.
Музыкальный руководитель.
Вот и матрёшки наши готовы.
Вам мои милые ребятки не хочется плясать
Своих матрёшек друг другу показать.
Дети исполняют перепляс под русскую народную мелодию в обработке
Т. Ломовой.
Музыкальный руководитель.
Давайте ребята, еще раз полюбуемся матрешками, Возьмите матрешек в руку и положите руку на сердце. Вы чувствуете, как вашему сердцу становится тепло? Все почувствовали?
-А как вы думаете почему?
Это доброта, ласка и любовь игрушек поселилась в вашем сердце. Добрые мастера, что делают матрешек, дарят всем людям свою любовь.
- А вы хотите подарить свою любовь? А кому в детском саду можно подарить наших матрешек?
Сегодня у нас в гостях воспитатели групп, давайте мы им передадим матрешек, а они их подарят своим ребятам и в каждой группе поселится добро и любовь.
Матрёшка.
Ну а сейчас пришло время расставанья
До свиданья!
Дети.
До свиданья!
Музыкальный руководитель.
А нам пора возвращаться в свою группу. В паровозик все вставайте и из зала уезжайте.
Под музыку «Поезд» (CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети покидают зал.