Ольга Максимова
Конспект интегрированного занятия «В гости к звукам»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к звукам»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по восприятию
Образовательная область: «Музыка»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»
Виды детской деятельности: творческая, коммуникативная, познавательная, исполнительская, игровая.
Форма организации: групповая
Возраст детей: средний дошкольный
Публикация «Конспект интегрированного занятия „В гости к звукам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Тип занятия: доминантное
Цель: Сформировать первоначальные представления об изобразительных возможностях музыки.
Задачи:
1. Научить вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум дождя, звуки грозы.
2. Уточнить представления детей о средствах музыкальной выразительности.
3. Вызвать эмоциональный отклик на прослушанную музыку.
4. Помочь детям осознать взаимосвязь видов искусств: музыки, поэзии, живописи.
5. Соотносить настроение музыки с явлениями природы.
Художественный материал: фонограммы, ноты песен «Гроза» Е. Тиличеевой и «Дождик» М. Красева, фрагмент аудиозаписи концерта А. Вивальди «Лето», стихотворение И. Тургенева «Гроза», картина К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», слайды.
Атрибуты: зонт, треугольник, гармошка.
Оборудование: фортепиано, мультимедиапроектор, музыкальный центр.
Содержание:
На экране слайд «Лес».
Дети входят в зал под пение птиц, журчание ручья.
М. Р. Здравствуйте, ребята! Сегодня нас встречают новые чудесные звуки. Прислушайтесь, что вы слышите?
Дети. Птицы поют, ручеёк журчит.
М. Р. Как вы думаете, какая погода?
Дети. Солнечная, хорошая.
М. Р. Правильно, потому что птицы поют только в солнечную погоду. Сядем и послушаем пение птиц.
(Фонограмма стихает. Слышатся звуки дождя.)
Что-то изменилось в природе?
Дети. Тучи набежали. Начался дождь с грозой.
М. Р. Мы с вами слушали звуки природы: шум дождя, раскаты грома. Композиторы написали много песен о дожде, мы их с вами пели. А вот о грозе никогда не пели. Сегодня я вам спою песню «Гроза» (музыка Е. Тиличеевой).
Дети делятся впечатлениями. Музыкальный руководитель помогает детям дать характеристику песни: музыка звучит в низком регистре, словно рокот грома, появляются резкие аккорды – молния.
М. Р. Слова песенки помогают рассказать о грозе?
Дети. Да!
М. Р. Но есть музыкальные произведения без слов, их исполняют только музыкальные инструменты. И, если прислушаться, можно услышать и шум дождя, и грозу. Послушайте фрагмент концерта итальянского композитора А. Вивальди «Лето». Скажите, какая теперь звучит музыка?
Дети. Музыка грустная, жалобная, слышится гром.
М. Р. Как музыка изобразила гром?
Дети. Стала звучать громче.
М. Р. Теперь мы с вами знаем, что музыка своим музыкальным языком может рассказать о многом, например, о грозе. А сейчас послушайте стихотворение Тургенева о грозе.
(На экране слайд «Гроза»)
…Большие капли падают… и вдруг
Помчалась пыль столбами по дорогам;
Поднялся вихрь и по стенам и крышам
Ударил злобно; хлынули потоки
Дождя…запрыгал угловатый град…
Крутятся, бьются, мечутся деревья,
Смешались тучи…молнья! Ждёшь удара…
Загрохотал и прокатился гром.
Сильнее дождь…широкими струями,
Волнуясь, льёт и хлыщет он – и ветер
С воды срывает брызги… вновь удар!
Вы почувствовали, как словами изображается гроза? Речь была отрывистая или спокойная? Громкая или тихая? (Ответы детей.) А вы сами во время грозы что делаете, продолжаете гулять или убегаете домой?
Дети. Убегаем домой.
М. Р. Как и дети на картине К. Маковского. Картина так и называется «Дети, бегущие от грозы» (на слайде).
А теперь сами определите по звучанию музыки, о какой погоде она рассказывает: если погода хорошая – мы будем гулять, в непогоду – спрячемся под зонтик.
Проводится игра «Гуляем – прячемся».
1-я часть. Ю. Чичков «Марш»,
2-я часть Л. Бетховен 6-я симфония IV часть Буря фрагмент.
Дети прячутся под большой зонтик.
М. Р. (пока дети ещё под зонтом). Ненастье, наверное, надолго, дождь затяжной. Я предлагаю вернуться в зал и вспомнить знакомую нам песенку.
По вступлению дети узнают песню «Дождик» М. Красева и исполняют её.
М. Р. А теперь споём эту песенку по-новому. Я принесла вам два инструмента, выберите из них нужный для изображения дождика.
Внести треугольник и гармошку. После выбора спросить, почему выбрал треугольник. Все ли так думают?
Дети. Звук треугольника похож на звуки капелек.
Несколько детей играют, остальные поют.
М. Р. Наше занятие подходит к концу. Скажите, что вам понравилось? Может ли музыка изобразить грозу? Как? А хорошую солнечную погоду? А как? Каким инструментом мы с вами воспользовались для изображения звука дождя?
Под пение птиц дети уходят из зала.