Раиса Неськина
«В гости к Татюне». Открытое интегрированное занятие по реализации национального компонента в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района
«В гости к Татюне»
(занятие в старшей группе)
Интеграция образовательных областей «познание», «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы», «здоровье»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познава-тельно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Цели:
Публикация «„В гости к Татюне“, Открытое интегрированное занятие по реализации национального компонента в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
1. Воспитывать интерес и стремление к общению на мордовском языке.
2. Развивать интерес к родному краю, мордовскому народу, к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства, развивать эмоциональную отзывчивость на цветовое сочетание и расположение узоров в произведениях мордовского декоративно-прикладного искусства.
3. Формировать навыки речевого общения. Воспитывать в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
4. Развивать мышление, память, воображение ребенка.
Планируемые результаты: проявляет интерес к мордовскому языку, играм, песням, умеет поддерживать беседу, используя речевые конструкции на мордовском языке, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при проговаривании мордовских слов и речевых конструкций.
Материалы и оборудование: дом, деревья, игрушки диких живот-ных: лиса, белка, заяц, медведь, еж; игрушки домашних животных: корова, кошка, коза, лошадь, свинья, собака, петушиная семья: петух курица, цыпленок; яблоко картофель, репа; продукты питания: хлеб, соль, крынка с молоком, яйца, масло; магнитофон с грам. записью морд. композитора.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент
Стук в дверь. Заходит девочка- мордовочка и здоровается с детьми:-«Шумбратада, шабат».
«Шумрат, стирня»- отвечают дети.
Девочка знакомится с детьми.
-Монь лемозе Татюня. Назвав себя, она обращается к девочке.
-Стирня, кода тонь лемце?
- Монь лемозе Алена.
Татюня обращается к мальчику.
-Цёраня, кода тонь лемце?
- Монь лемозе Никита.
2. Основная часть
Татюня шепчется с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, Татюня приглашает нас на экскурсии в её родное мордовское село.
Дети очень обрадовались и сразу же согласились. Вместе с де-вочкой они отправились в дорогу. Татюня рассказала о том, что живет в большой дружной семье, что в ее селе носят очень красивые наряды, такие же как и на ней. Дети с особым интересом рассматривают платье Татюни, называют знакомые элементы мордовского орнамента: ромбики, крестики, галочки, елочки. Обращают внимание на их цвет и ритмичность расположения в узоре.
Воспитатель: Шабат, панарсь мазы?
Диана: Панарсь пяк мазы.
По дороге заходят в магазин и покупают подарки.
Воспитатель спрашивает детей, какие и сколько игрушек они купят.
Воспитатель: Диана, мезе рамай?
Диана: Мон раман фкя офтоня.
Софья: Мон раман кафта нумолнят: оцюня и ёмланя.
Максим: Мон раман сеельня.
Саша: Мон раман мазы топа.
Закупив подарки, дети отправляются в село. Идут. Виднеется лес. Воспитатель спрашивает, что они видят.
В. - Андрей, мезе няят инголе?
А. - Мон няян вирь.
В. - кодама вирсь Настя?
Н. - Вирсь сянгяря.
В. - А Оля мезе няи?
О. - Мон няян лама шуффта.
Воспитатель: Дети, как хорошо в лесу: чистый воздух, птички весело поют, дышится легко.
Давайте сделаем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика.
Пестрый дятел тук да тук.
Слышим мы знакомый звук
Это с той зеленой ели
Раздается громкий стук.
Идут дальше, навстречу попадаются лесные звери
Татюня : Посмотрите ребята, как много в нашем лесу зверей!
Воспитатель: Татюня, а дети знают как они называются по- мордовски. Дети называют : офта, врьгаз, келазь, сеель.
Воспитатель: а дети знают про них загадки. Ребята загадывают, а Татюня отгадывает.
Кирилл: Салмокс мархта якай
А стама аф машты
(еж -сеель)
Милада: Кизонда якай,
Тялонда уды (медведь - офта)
Татюня похвалила детей. Ребята попращались и пошли дальше. Увидели село.
Воспитатель: Ребята, давайте спорсим, чье это село виднеется.
Ксюша: Тя тонь велесь, Татюня.
Татюня : Тя монь велесь.
Ребята дошли до домика, где живет Татюня.
Возле дома на скамейке- кошка, на лужайке- корова, коза, лошадь, 3 свиньи, около будки- собака.
Воспитатель: Татюня, а наши дети знают, как называются по- мордовски эти домашние животные. И могут сосчитать их.
Дети называют их (тракс, ката, сява. Алоша, тувот, пине).
Данил считает: фкя, кафта, колма, ниле, вете, кота, сисем, кафкса.
Воспитатель: Регина, мзяра жуватада?
Регина: кафкса.
Воспитатель: Мзяра тракса, Софья?
Софья: фкя.
Воспитатель: Мзяра тувода, Никита?
Никита: колма.
Татюня приглашает детей в дом и знакомит со своими родными. Дети заходят в дом и здороваются.
Татюня : Тя тядязе, тя бабазе, тя акане алязе, тя атязе, Алдуня, Нюраня.
Дети дарят игрушки, которые были куплены из магазина.
Ксюша: Алдуня на офтонять и нумолнять.
Алена: На сеельнять, Нюраня.
Алдуня и Нюраня благодарят за игрушки.
Детей приглашают за стол. На столе лежат продукты. Дети называют их по- мордовски. Кши, сал, лофца, вай, ряпс, модамарь, куяр, марь.
Воспитатель интересуется, что кушают дети (имитация еды).
Воспитатель: Настя мезе ярхцат?
Настя: Мон ярхцан якстерь марьда.
Милада: Мон ярхцан сянгяря куярда.
Саша: Мон ярхцан модамарьда.
Максим: Мон симан лофца.
Покушав, дети встают из-за стола и говорят: Оцю сюкпря (большое спасибо).
Выходят на улицу. Дети увидели на заборе петушка. Татюня предлагает поиграть с ним в мордовскую игру.
Дети играют в «Петушка» («Атяшкакс»).
3. Итог занятия
Воспитатель с детьми благодарит Татюня за интересную экскурсию и собираются уходить домой. Звучит мордовская песня «Птички, птички» («Нармоннят, нармоннят»).
Литература
1. Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским (мокша, эрзя) языком в ДОУ. Саранск, 1997.
2. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. С., 1979.
3. Мордовские народные загадки. Саранск, 1987.
4. Мордовские народные игры. Саранск, 1985.
5. Валдоня «Светлячок» : Программа и метод. рекомендации для ДОУ РМ / М-во образования РМ. – Саранск: Тип. «Красн. Окт.», 2011.