Наиля Рагузина
«В гости к Морозу Ивановичу». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гости к Морозу Ивановичу»
Цель: расширить знания детей о свойствах льда и углубить знания детей о зимнем времени года.
Интеграция образовательных областей:
«Познание»
- развитие представлений о многообразии веществ и материалов окружающего мира, развитие ориентировки в их свойствах. Способствовать развитию у детей исследовательской активности. Поддерживать проявление инициативы детей в опытах, замечать противоречия, применять результаты исследования в разных видах деятельности;
- расширение представления детей о жизни диких животных леса средней полосы;
Публикация «„В гости к Морозу Ивановичу“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
«Коммуникация»
- формирование умения вести диалог;
- совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные;
- подбор определений к словам.
«Социализация»
- воспитание умения слушать друг друга, не перебивая.
- формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость.
«Художественное творчество»
- умение передавать строение снежинки в лепке, рисовании, аппликации.
«Чтение художественной литературы»
- закрепление выразительного чтения стихотворения П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата»,
«Здоровье»
- формирование потребности в двигательной активности;
- развитие крупной и мелкой моторики.
Материалы и оборудование:
Колодец с веревкой, ведро, елки и деревья для изображения леса, дорожки с изображением следов зверей на «снегу», картинки с изображением живой и не живой природы, схема для чтения стихотворения «Есть в лесу под елкой хата», снежинки с лучиками (состав чисел 4,5,6 из двух меньших, шубка для починки.
Материал для продуктивной деятельности: «Снежинка» (рисование, лепка, аппликация)
Для опытов: чашки с горячим чаем, большие куски льда, замороженная соленая, сладкая, обычная вода, щипцы.
1. Приветствие гостей.
- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Они хотят посмотреть, как вы занимаетесь: какие вы внимательные, аккуратные, дружные ребята.
- Скажите, когда вы встречаете знакомого человека, что вы делаете в первую очередь? (здороваемся). А что значит здороваться? (желать людям здоровья).
- Поздоровайтесь с гостями.
2. Сюрпризный момент.
Письмо от Рукодельницы (стук в дверь, передают письмо).
- Ребята, кто-то прислал нам письмо. Давайте прочитаем, что там написано: «Здравствуйте, ребята. Со мной случилась беда: опустила ведро в колодец, а веревка оборвалась, и ведро упало на дно. И теперь, я не знаю, как его достать. Помогите пожалуйста. Рукодельница»
3. Целевая установка.
- Очень грустное письмо. Как мы можем помочь Рукодельнице? (ответы детей). А давайте отправимся к Мороз Ивановичу и вернем ведро Рукодельнице. Вы готовы оказать помощь?
- Встаньте друг за другом, ухватитесь за веревку, нам придется спуститься по этой веревке (цепляемся за веревку, попадаем в лес). Что-то холодом повеяло. Мы с вами во владениях Мороза Ивановича.
4. Физ. минутка.
- Посмотрите сколько снега в лесу.
Снег сегодня шел с утра,
Рада снегу детвора,
Снег на ветках, на дорожках
на носах и на ладошках.
5. Беседа о зиме
- А что такое лес?
- Что происходит с деревьями в зимнем лесу (спят)
- Правильно
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
- У зимы три сына- это зимние месяцы. Как их зовут? Какой у них характер? (суровый, холодный, снежный, ледяной, вьюжный).
- Какие изменения происходят зимой в живой и не живой природе?
Начните предложение со слова «зимой»
Например:
Зимой дни короткие, а ночи длинные.
Зимой солнце светит, но не греет.
Зимой с неба падает пушистый снег
и т. д.
6. Д/и «Чей след»
- Ребята почему-то в этом лесу не видно зверей, но мы можем узнать какие звери живут в этом лесу. Как вы думаете, как мы можем это узнать (по следам)
- Ребята будьте очень внимательны. Не ошибитесь. Чьи следы вы узнали? (лисьи, волчьи, заячьи, беличьи).
- Чьих следов вы здесь не увидели (медвежьих, ежиных).
- Почему? (спят).
- Посмотрите, дети, под елкой сугроб, там наверное спит медведь. Помните стихотворение П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата»? Давайте вспомним (по стихам).
7. Худ. лит-ра. Чтение стихотворения П. Воронько
«Есть в лесу под елкой хата».
- Ребята, скоро Новый год. Как мы можем порадовать зверей? (ответы).
Давайте мы с вами украсим для них елку игрушками, которые вы сделали вместе с родителями. Я думаю (звери) очень этому обрадуются.
- Ребята нам пора к Мороз Ивановичу, но дорога засыпана снегом. Как нам быть? ( ответы детей: расчистить лопатой, снегоуборочной машиной ит. д.).
-Мыс вами в волшебном лесу и каждый правильный ответ поможет расчистить снег.
- Какие явления природы можно наблюдать только зимой? (буран, вьюга, поземка, пурга, снегопад, метель, буря, иней. После каждого ответа убирают снег).
- Вот и расчистили дорожку.
- Идем по узкой дорожке (ходьба на носках с вытянутыми вверх руками).
- Проходим под склоненными ветками (ходьба в полуприсяди).
- Перешагиваем через сугробы (ходьба с высоким поджиманием коленей).
(Заходим в дом Мороз Ивановича).
8. Опытно - исследовательская деятельность.
- Вот мы с вами дошли до дома Мороз Ивановича (встречает Мороз Иванович).
- Проходите, садитесь, будьте гостями. Давно ко мне никто не захаживал.
- Как много льда у тебя Мороз Иванович.
- О, я люблю на досуге поиграть, ставить опыты со льдом. Я верну ведро Рукодельнице, если вы расскажете мне о свойствах льда (дети называют свойства льда).
- Вы утверждаете, что лед твердый. Я с вами не согласен. Посмотрите на мою льдинку (показывает тонкую льдинку). Я не могу сказать, что она твердая. Почему? ( дети делают вывод: тонкая льдинка хрупкая, что лед только тогда твердый, когда его много, он толстый).
- Я люблю пить только холодный чай. Как вы думаете, куда надо класть чашку – на лед или под лед, чтобы она быстрее остыла?
Ход эксперимента: берем две чашки горячего чая. Одну ставим на лед, другую – под лед. Предлагаем с помощью ощущений пальчиков и языка выяснить, какая из чашек охладится быстрее. Почему? (Размышления детей. Подсказка: быстрее охладится та чашка, которая подо льдом. Ведь охлажденная жидкость опускается вниз).
- Чай я пью только со льдом, но у меня никогда не получается сладкий лед, Ребята, как вы думаете, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет сладким и соленым? (наверняка ответ «да»).
- Вот здесь я заранее заморозил кубики с обычной, соленой и сладкой водой. Расколю на половинки, а теперь облизните получившиеся льдинки (дети слегка облизывают льдинки – они по вкусу одинаковые).
- Почему? (предложения детей).
Подсказка: замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы.
10. Заключение.
- Мороз Иванович спасибо тебе за опыты, но нам пора возвращаться в детский сад. Ты не вернешь нам ведро Рукодельницы?
- Как же не вернуть, конечно же верну. Да еще помогу вам вернуться в д/с.
- Раз, два, три, посох выручай – деток в д/с возвращай!
(Дети уходят друг за другом).
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М: Элизе Трейдинг, 2002
2. Детский сад и семья [Текст] / под ред. Т. А. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1986. – С. 207.
3. Доронова, Т. О взаимодействии дошкольного образовательного уч-реждения с семьей [Текст] / Т. Доронова // Дошкольное воспита-ние. – 2000. - № 3. – С. 87-91.
4. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] : Методическое руководство для работников дош-
кольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловье-
ва и др. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – С. 5-22.
5. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
6. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
7. Концепция дошкольного воспитания.
8. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
9. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: экология для малышей. М: Книголюб, 2005.