Ольга Халявина
Познавательно-развлекательная деятельность в старшей группе «В дружбе народов единство и сила Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – развлекательная деятельность в старшей группе «Светлячки»
Цель: продолжать обогащать знания о многонациональности Урала (народов Башкортостана, Удмуртии, ханты – манси, русского народа). Их обычаях традициях, правил гостеприимства, фольклоре). Воспитывать у детей чувство дружбы и патриотизма через знакомство с обычаями народов Урала.
Публикация «Познавательно-развлекательная деятельность в старшей группе „В дружбе народов единство и сила Урала“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Конспекты занятий к 4 ноября
- День народного единства. Сценарии праздника 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2017
Предварительная работа: знакомство с географическим атласом и картой РФ и Урала, рассматривание иллюстраций о природе Урала, животном мире, устройстве жилищ (народов Урала, народных костюмов, чтение сказок и рассказов народов Урала, разучивание песен, танцев, игр.
Ход развлечения:
Звучит песня Б. Савельева «Большой хоровод», дети исполняют танцевальную композицию.
Садятся на места.
Ведущая:
Великий наш Урал, много народов населяет его. И у каждого из них есть свои обычаи, песни, танцы. Сегодня у нас праздник дружбы народов Урала.
Урал - многонациональный край, в настоящее время живут и работают представители разных национальностей (чуваши, башкиры, ханты – манси). И это только малая часть, народы которые живут на Урале. И каждый из них по – своему самобытен и имеет богатые традиции. И мы будем знакомиться с культурой других национальностей. Все мы разные, но все мы вместе одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии.
1 ребё нок:
На просторах Уральской земли
Много разных народов живут
Все народы, как братья равны
Всем народам любовь и почёт.
2 ребё нок:
Пусть по - разному песни поют
Русский, башкир и удмурт
Все народы Урала – моя трудовая семья!
3 ребё нок:
Сильнее слова дружба нет,
Важнее слова дружба нет
Когда мы вместе – звонче песни,
Светлей и ярче солнца свет!
Ведущая:
Мы предлагаем Вам поиграть в игру «Кто где живёт?»
Будем определять по карте территории Северного Урала, где живут народы Удмуртии и Ханты – Манси, Южного Урала, где проживают народы Башкирии, Среднего Урала, где проживают русские.
«Покажи свой родной город»
У каждого народа есть своя символика, хочется проверить, как вы ее знаете.
Проводится дидактическая игра
«Покажи и назови флаг, герб народов Урала»
Ведущая:
С этим заданием вы справились.
Мы предлагаем провести конкурс «Кто больше назовет пословиц и поговорок о доброте и дружбе».
Проводится конкурс
(дети по очереди называют поговорки, пословицы народов Урала, подводятся итоги)
Ведущая:
В нашей группе есть представители татарского и башкирского народов.
Дамир:
Здравствуй, вечный Татарстан
Здравствуй вечно братский край
Здравствуй вечная Казань
Вновь расти и процветай.
( на экране показ слайдов: фото ребёнка в национальном татарском костюме, татарские орнаменты)
Ведущая:
По-своему красивая татарская мелодия! И сейчас вы услышите песню на татарском языке в исполнении ансамбля «Бахет» «Песня про Казань».
( на экране показ слайдов: фотографии Казани - Казанский кремль, Национальный музей Республики Татарстан, Мечеть Кул-Шариф, каскад фонтанов на реке Булак).
На фоне татарской музыки ведущая рассказывает о главных достопримечательностях Казани – столице Татарстана:
• Казанский кремль — главная достопримечательность столицы
Татарстана, которую без преувеличения можно назвать «сердцем» города. Это огромный комплекс, в котором гармонично и самобытно сочетаются русские и татарские культурные традиции.
• Национальный музей Республики Татарстан насчитывает около 800
тысяч экспонатов. Среди наиболее ценных — египетская и античная коллекция, коллекции золотых монет, древних свитков, рукописных книг, мемориальных вещей деятелей татарской литературы.
• Мечеть Кул-Шариф в Казани — главная мечеть Татарстана, один из
самых крупнейших мусульманских храмов в Европе, который располагается на территории Казанского Кремля. Своё название мечеть получила в честь Кул-Шарифа — последнего имама сеида разрушенного храма.
• Этот каскадный фонтан, открытый в Казани к 1000-летию города,
можно увидеть близ театра им. Г. Камала, на озере Нижний Кабан. Точнее, на озере расположен крупный центральный фонтан, а дальше вдоль всей реки Булак.
Красивы места Татарстана, народ богат традициями и очень веселыми,
задорными играми! Сейчас мы в них и поиграем!
Дети играют в татарские народные игры :
1. «Продаем горшки»
2. «Займи место»
Дети садятся на свои места.
Ведущая:
Поиграли мы на славу.
Звучит башкирская народная песня «Туган як» («Родимый край») на русском и башкирском языке
-Слышите, звучит красивая мелодия - «Как вы думаете, какому народу она принадлежит?» (ответы детей)
-Это звучит башкирская народная песня «Туган як», что в переводе на русский значит «Родимый край» в исполнении Васили Фаттаховой.
( на экране показ слайдов: фото ребёнка в национальном башкирском костюме, башкирские орнаменты, красоты природы: берёзовая роща, лесные ягоды и т. д.).
Ведущая:
Прекрасны башкирские песни, народные танцы, хороши традиции и обычаи народа. Башкирский народ всегда умел на славу не только воевать и трудиться, но и веселиться. Башкирский народный праздник – сабантуй (переводится как “праздник плуга”.)
Этот праздник тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивали себе отдых. Целый день не смолкают веселые песни, пляски продолжаются игры и мы сейчас поиграем.
Проводится башкирская народная игра :
1. «Липкие пеньки»
Дети садятся на места.
Ребенок:
В любой чащобе
Флор Васильев
В любой чащобе
Лишних нет деревьев,
И если даже вырубить кусты,
То и тогда леса лишаться древней,
Естественной и дивной красоты.
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камой она ещё синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей. .
Ведущая:
Вы, конечно, догадались, о каком народе сейчас пойдет речь? (ответ детей) правильно, об удмуртском народе.
Звучит удмуртская народная песня в исполнении Любовь Юшковой «Лымы тэди» (на экране удмуртские национальные костюмы, кухня, орнаменты).
Флор Васильев
Кто хоть раз пройдёт вдоль наших рек,
В синие глаза озёр заглянет,
Для того - проверьте сами! - станет
Край удмуртский памятный навек. (Флор Васильев)
Много мы с вами узнали об Удмуртии. Хотелось бы вас проверить, как хорошо вы знаете ее достопримечательности.
На экране по очереди показ достопримечательностей Удмуртии:
1. Государственный музей-усадьба П. И. Чайковского;
2. Памятник пельменю;
3. Монумент «Дружба народов»;
4. Ижевский Свято-Михайловский собор;
5. Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия им. М. Т. Калашникова.
6. Зоопарк Удмуртии.
Дети вспоминают названия.
Ведущая:
Следующее задание будет касаться устного народного творчества.
На слайде надпись: устное народное творчество)
Проводится игра «Отгадай сказку»
(Ведущая зачитывает отрывок сказки, дети угадывают ее название, при правильном ответе на экране появляется нужная картинка с названием)
• «Заяц и ёж»
• «Ягодка, уголь и береста»
• «Петух и лиса»
• Ребенок:
Эй, честные господа –
Все пожалуйста сюда!
Торопись, честной народ
Вас сказки народов Урала ждут!
Дети показывают театрализацию сказки «Ягодка, уголь и береста»
Ведущая:
Вот и подходит к концу наш праздник. Знаю, вы очень любите играть в традиционно русскую игру «Золотые ворота». И сейчас мы с удовольствием в нее сыграем.
Проводится игра «Золотые ворота».
После игры дети становятся в полукруг, лицом к экрану.
(на экране пейзажи русской природы)
Ребёнок читает стихотворение «Гордое имя – Урал»
Л. Татьяничева.
Найдёшь ли прекрасней
Уральского края
Здесь горы в зелёных
Лохматых уборах,
Прозрачные воды
Шумят на озёрах
Здесь золотом, хлебом богата земля,
Кругом самоцветы,
Железо, руда.
Живут здесь умельцы –
Мастеровые.
Из камня цветы
Вырезают живые.
Слова здесь не ценят
А ценят дела.
Чтоб дружбою крепла
Уральцев семья.
Здесь сказы Бажова
Все помнят и знают
Рябинка листвою тихонько качает.
Любимый Урал!
Недаром ты гордостью Родины стал.
Л. Таничева
Ведущая:
Удивительный праздник получился у нас! Мы познакомились с разными народами, их культурой, достопримечательностями, традициями, веселыми играми. Но самое главное богатство – это люди! И пусть на нашей уральской земле всегда процветает мир и дружба, пусть хватит места для всех народов, населяющих этот удивительный край!
Звучит песня Б. Савельева «Большой хоровод».
Дети выходят из зала.
Ведущая:
Хорошо вы знаете устное народное творчество, а сможете вы ответить на такой вопрос: «Какому народу относятся все эти сказки?»
(ответ детей) молодцы! Я с вами согласна.