Диана Жогло
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей
▼ Скачать
Выступление на тему: «Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей».
Воспитатель: Жогло Д. А.
С этого учебного года наша группа начала работать по программе
«Сообщество».
Программа основана:
• На уважении к личности ребенка, внимательном отношении к его интересам, потребностям, эмоциональному благополучию; индивидуализации образования для каждого ребенка;
Публикация «Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• предоставлении ребенку возможности выбора деятельности, способа действий, места, времени, партнеров, как через совместное со взрослыми планирование, так и через непосредственную работу в центрах активности.
Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, в этой программе, является общение в ходе УТРЕННЕГО СБОРА, как важного режимного момента, именно здесь ребенок может активно проявить свою речевую активность.
Место проведения утреннего сбора.
Утренний или групповой сбор (это планирование деятельности) — один из любимых “ритуалов”, принятых в программе. В это время дети сидят в кругу на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы.
Основными задачами утреннего сбора являются :
• установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;
• развитие самостоятельности, самоорганизации;
• развитие коммуникативных умений – умение говорить и слушать.
• создание позитивной атмосферы в группе. (Это и доверие друг к другу, и доброжелательное отношение к товарищам, честность, равенство.)
Технология организации утреннего сбора :
• Дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня.
(Прежде всего, это даёт возможность всем детям собраться вместе, рассказать, о чем они думают, что чувствуют, высказать свое мнение, задать вопросы. Для утренних и вечерних сборов в группе есть ковёр. В кругу воспитателю легче создать неформальную обстановку, так как он ясно видит каждого ребёнка. Благодаря этому дети свободнее говорят им легче высказать своё мнение. Круг – это гарантия защищенности.
Утренний сбор всегда начинается в приветствия. Воспитатель здоровается с каждым ребёнком индивидуально, показывая этим значимость каждой личности. Приветствие - первый и обязательный компонент утреннего сбора и его нужно провести сразу после того, как дети собрались в круг. Для приветствия можно использовать весё лый стишок:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться : "Доброе утро!"
Доброе утро! - Солнцу и птицам.
Доброе утро! - Улыбчивым лицам.
Или можно здороваться «по кругу» т. е. по цепочке называя друг друга по имени пожелать доброго утра, здоровья и т. д.
Для сплочения коллектива можно использовать различные приёмы посадки детей :
- сначала садятся в круг мальчики, а потом между ними место занимают девочки или наоборот
- дети выстраиваются по росту и так и рассаживаются
• Играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений.
(В общем кругу проводятся игры на развитие навыков общения и взаимодействия, формируется доброжелательная атмосфера.
Игры способствуют развитию творческого мышления и самовыражению каждого. НАПРИМЕР игра “Волшебная шкатулка”. Воспитатель прячет в шкатулке любую вещь. Дети получают задание угадать, что находится в шкатулке. До начала игры необходимо договориться о правилах, которым надо следовать: никто не должен открывать шкатулку; шкатулку можно потрясти; можно задавать любые вопросы о содержимом шкатулки, на которые можно ответить “да” или ”нет”; если ученик думает, что он угадал, то можно спросить: “Это….?”)
• Обмениваются новостями, задают вопросы.
(Здесь дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Например, кто-то из детей сообщил, что он на выходных с родителями ездил в цирк. Затем педагог организует обсуждение, количество детей, кот. Принимают в нем участие, ограничивается. Для этого используется коробочка с кружочками красного и синего цветов. Таким образом, задается три вопроса и звучит столько же ответов. Т. е. дети учатся говорить поочереди, не перебивая друг друга.)
• Определяют тему работы.
• В заключение утреннего группового сбора воспитатели создают установку на обдумывание и планирование детьми своих занятий на предстоящий день, побуждают детей рассказывать о том, в каких центрах они хотели бы играть, чем конкретно заниматься.
В ходе утреннего сбора появляются определенные правила группы. Дети самостоятельно принимают эти правила, которым затем следуют весь учебный год. Постепенно добавляются новые правила, которые внезапно возникают в процессе учебной и игровой деятельности.
Утренний Сбор помогает многим ребятам проявить самостоятельность, повысить самооценку, стать значимым в коллективе.
Может показаться, что на утренний сбор уходит много времени. Можно с уверенностью сказать, что это не так. Всё зависит от находчивости и компетентности воспитателя.
Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется словарный запас.