Евгения Бабушкина
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я бы хотела представить вашему вниманию свой опыт работы над темой «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Младший и средний дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного опыта в межличностных отношениях. Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – родителей и педагогов! Жаль, что не все и не всегда могут обеспечить малышам необходимый уровень общения.
Публикация «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
В ФГОС дошкольного образования указаны целевые ориентиры, которым должен следовать воспитатель и к ним стремиться. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, уметь использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, уметь выделять звуки в словах, и у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Для определения эффективности своей работы я два раза в год провожу педагогический мониторинг развития речи детей. По результатам наблюдений у детей отмечается низкая речевая активность. Количество детей, поступающих в дошкольное учреждение с низким уровнем речевого развития, не соответствующим возрастным показателям ежегодно увеличивается. У младших дошкольников наблюдается неправильное звукопроизношение, малый словарный запас, речь не имеет связности, а многие и вовсе не говорят. Поэтому я пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные, нетрадиционные методы обучения детей развитию речи. Эта работа должна быть непрерывной и задействовать всех взрослых, оказывающих влияние на речь детей, и в первую очередь родителей. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка – фольклор, благодаря которому дети в доступной форме научаться общаться.
Я решила, что использование малых фольклорных форм как средство развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей.
Одно из основных средств воспитания в дошкольном возрасте - устное народное творчество - бесценный дар фольклора. Хотим мы этого или нет, но фольклор с самого рождения входит в нашу жизнь, в мелодичных колыбельных, потешках, сказках, пословицах и поговорках, загадках и др. А ведь у нас в руках богатейший дидактический материал, на котором мы можем воспитать ребёнка, как цельную личность, без всяких проблем с речью, памятью и мышлением, стоит только правильно воспользоваться опытом наших предков. Пусть ребёнок постоянно слышит красивую правильную речь.
Работа ведется по нескольким направлениям: работа с детьми; с родителями дошкольников; с педагогами в учреждении.
Активно применяю технологию проектной деятельности. Она позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
За два года совместно с воспитанниками и их родителями были разработаны и реализованы следующие проекты:
1. «Познакомимся с народной игрушкой».
2. «Потешки-лучшие друзья».
3. «Полезные советы доктора Айболита».
В результате этих проектов мы получили:
• дети познакомились с народными игрушками, в том числе с дымковской барыней
• узнали какие малые фольклорные формы бывают,
• узнали, что такое самовар, печка и другая утварь русской избы
• научились играть в народные хороводные игры
• получили положительные эмоции, весёлое бодрое настроение;
• обогатили словарь детей новыми словами, потешками, загадками;
• сформировали интерес детей к устному народному творчеству;
• семьи воспитанников стали активнее участвовать в воспитательно- образовательном процессе (мастер-классы, праздники, «Русские посиделки», конкурсы)
Для реализации поставленных задач использую музейную педагогику. Назначение создаваемых мини-музеев в детском саду – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Совместно с родителями мы создали мини-музей в нашей группе «Народные промыслы», в котором есть все необходимые предметы по ознакомлению детей с народным бытом, традициями и праздниками. С родителями проводятся совместные мероприятия (праздники, викторины, консультации, беседы, «Народные посиделки»).
Важной задачей для развития речи детей является совершенствования педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, которая обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка. Для этого в своей работе использую преимущественно наглядно-практические методы и способы ознакомления детей с фольклором, чтением сказок, загадывания загадок, исполнение песен, закличек, потешек и т. д.
Были подобраны дидактические материалы, картотеки потешек, хороводов, народных игр, загадок, наглядный материал для активизации речевого общения детей, побуждающий ребят к общению между собой, исполнению песен, рассказыванию сказок. В группе имеется центр народного творчества (мини-музей «Народные промыслы», центр ряжения «Жили-были», разнообразные виды театра (пальчиковый, настольный, центр речевого развития «Говоруша», центр «Наши любимые книги».
Ребята в свободной игровой деятельности с удовольствием обыгрывают знакомые сказки, потешки - при этом используют куклы БиБаБо, пальчиковый, настольный театр, играют в русские народные игры.
Элементы фольклора включаем при проведение праздников и мероприятий, которые проходят в детском саду такие как: Масленица, Святки-Колядки, утренники, родительские собрания, семейный досуг «Русские посиделки», различные конкурсы. Совместно с музыкальным руководителем показали театрализованное представление по сказке «Репка».
Также активно провожу различные мастер-классы с педагогами и родителями по данному направлению.
Ежедневно мы используем малые жанры фольклора на прогулках, при наблюдениях за живыми объектами, природными явлениями, транспортом и т. д. Во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание, в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Т. к. работа с детьми велась на протяжении двух лет и сейчас дети перешли в среднюю группу, мы можем выделить некоторые результаты своей деятельности:
• В процессе совместной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству. Они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывали народные игры — забавы с помощью считалок.
• У родителей я заметила повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми потешки, загадки, считалки, подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
• У детей, с которыми я сейчас работаю, отметила, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимных моментах послужило тому, что их речь стала более внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивают четверостишия и даже небольшие роли.
А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.