Наталья Сизякова
Конспект «Условия эффективной работы по выявлению и сопровождению одаренных детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Условия эффективной работы по выявлению и сопровождению одаренных детей»
1. Актуальность раннего выявления одаренности.
Современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способностей нестандартного мышления и поведения. И именно одарённые люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства.
Публикация «Конспект „Условия эффективной работы по выявлению и сопровождению одаренных детей“» размещена в разделах
Опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
2. Проблема выявления одаренности у детей и ее проявления.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Основная цель образования сейчас – это помочь каждому ребенку полностью раскрыть свой умственный потенциал. Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека.
И поэтому особая роль отводится воспитателям. Их задача – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т. к. только личность может воспитать личность.
Высокие показатели исследований выделили проблему выявления, поддержки и развития одаренных детей. Как организовать работу с одаренными детьми, которая должна предусмотреть создание равных условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования?
Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.
И третья проблема - связана с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Большинство ученых определяют одаренность как выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже имеющиеся достижения в одной или многих областях.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, выдающимися достижениями или у него созданы предпосылки для конкретного вида деятельности.
Существуют следующие проявления видов одаренности:
• Интеллектуальные способности;
• Творческое или продуктивное мышление;
• Специфические способности к обучению;
• Психомоторные способности;
• Социальные способности;
• Способности к изобразительному искусству или музыке
Т. к. способности проявляются в раннем возрасте, то их прежде всего первыми замечают родители. Но некоторые виды одаренности проявляются в достаточно позднем возрасте (интеллектуальные способности). Некоторые способности проявляются при создании определенных условий, что подтверждает наличие определенных проблем для диагностики одаренности.
Педагогическая компетентность в выявлении одаренности у детей очень велика. Для этого необходимо знать типы одаренности, чтобы ребенка сориентировать на деятельность, в которой он проявляет себя наиболее ярко, проявляя свои способности и возможности. Без знания механизма выявления и поддержки одаренных детей, не зная типов одаренности можно их просто пропустить, не заметить.
3. Подходы к выявлению одаренности.
В настоящее время создано много работ, посвященных развитию, выявлению и поддержке одаренных детей. По их мнению, одаренность может проявляться:
• Одаренность явная (проявленная, т. е. «у всех на виду»,
• Одаренность возрастная, т. е. в одном возрасте она может проявляться как явная, затем через несколько лет она может исчезнуть.
• Одаренность скрытая (непроявленная, т. е. одаренность не проявила себя ни в какой деятельности ребенка.
Таким образом, одаренность носит явный характер, но и бывает скрытой. Скрытая одаренность незаметна окружающим, она является «замаскированной» формой. И в результате ребенка могут отнести к числу неперспективных и лишить необходимой поддержки и помощи. Выявление детей с таким типом одаренности – очень длительный процесс, который основан на использовании комплекса методов анализа поведения ребенка, включение его в разные виды деятельности, использование каких-то инновационных форм обучения.
Таким образом, проблема выявления одаренных детей – это проблема создания благоприятных условий для развития личностных, творческих, интеллектуальных способностей.
Характеристика одаренного ребенка
1. Свободно высказывает свое мнение, энергично отстаивает его.
2. Постоянно задает вопросы, проявляя ко всему любопытство.
3. Предлагает много идей, решений, ответов на вопросы.
4. Обладает богатой фантазией, воображением, постоянно озабочен улучшением чего-либо (общества, предметов, преобразованием.
5. Развито чувство юмора, в то время как некоторые ситуации не кажутся другим смешными.
6. Критичен, не принимает авторитарных указаний, не разобравшись в них.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетичности во всем.
8. Не конфликтует, не боится отличиться от других.
9. Стремится к самовыражению, к творческому использованию предметов.
Эта характеристика помогает стать основой для выявления способностей на самых ранних стадиях развития одаренности у детей. Все же требуются эффективные методы, позволяющие определить достоверно не только вид одаренности ребенка, но и уровень проявления его таланта.
Существует два основных подхода к выявлению одаренности:
1. Система единой оценки (использование формализованных методов диагностики).
Разрабатываются психологические диагностические методики: тесты, проводятся процедуры пригодности и эффективности использования диагностик. Самыми распространенными считаются тесты. Но их применение осложняется трудностями в интерпретации результатов. Ошибки в исследованиях так же при измерении уровня развития ребенка с помощью существующих тестов не дают гарантии положительного результата.
2. Изучение возможностей отдельной личности, темпов ее развития, особенностей деятельности.
Этот подход основан на комплексной оценке, включающей формализованные и неформализованные методы. Сюда входят тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности и т. д.
Таким образом, выявление одаренных детей – очень сложный процесс.
Одаренные дети отличаются от обычных детей, но они отличаются и между собой. Каждый ребенок по-своему уникален. Поэтому при планировании работы педагоги должны учитывать особенности одаренных детей в целом, так и использовать индивидуальный подход к каждому ребенку. Система подобранных занятий для одаренных детей дает каждому ребенку возможность заниматься индивидуально и добиваться прогресса в выбранном направлении. Наиболее приемлемая форма обучения – коллективная, при которой дети являются субъектами педагогического процесса.
Один из наиболее эффективных методов взаимодействия педагога с одаренным ребенком является индивидуальный образовательный маршрут. Эта форма применима и для общеобразовательной школы, и для внеурочной деятельности, и для системы дополнительного образования детей. Сюда входит учет образовательных запросов, склонностей, личных интересов, способностей и познавательных возможностей детей. По исследованиям И. С. Якиманской ребенок вынужден придерживаться требований взрослых, и в то же время, как индивид, креативно подходить к решению каждой ситуации.
4. Диагностические этапы выявления одаренности.
В подготовке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов большое значение отводится диагностическим процедурам. Можно выделить три основных этапа:
• моделирование как разработка целей (идей) и путей их достижения;
• проектирование как осуществление разработки созданной модели до уровня практического использования;
• конструирование как детализация проекта для использования в конкретных условиях с реальными участниками образовательного процесса.
Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется через образовательные программы, учитывающие индивидуальные особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего развития конкретного ребенка.
Один из ведущих специалистов в области одаренности детей Е. И. Щебланова выделяет несколько диагностических этапов:
1. Номинация (называние) имен кандидатов в одаренные.
2. Выявление проявлений одаренности в различных видах деятельности с использованием формализованных методов.
3. Изучение условий развития ребенка в семье, интересов, увлечений, сведения о семье.
4. Оценка ребенка его сверстниками.
5. Самооценка способностей, интересов.
6. Оценка работ, достижений.
Психологическое тестирование: показатели особенностей достижений развития в какой-то определенной области с использованием диагностических тестов.
Итогом такой комплексной диагностики должен стать не только факт уровня одаренности ребенка в какой-то сфере, но и характеристика одаренности, выделение индивидуальных особенностей в ее проявлении, рекомендации к организации ее педагогической деятельности. При выявлении одаренных детей необходимо выяснить:
• Вид одаренности и актуальный уровень развития одаренности на данном возрастном этапе;
• Особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с ее реализацией в различных видах деятельности;
• Потенциальные возможности ребенка к развитию.
Наблюдение – как метод выявления детской одаренности.
Каждый педагог должен обладать минимумом психологических знаний по выявлению одаренных детей. Наиболее доступным и эффективным является метод наблюдения. Оно отличается от обычной фиксации фактов несколькими признаками:
• Наблюдение целенаправленно;
• Проводится в соответствии с планом;
• Носит аналитический характер;
• Проходит длительное время;
• Наблюдение не должно быть субъективным, т. е. проводится на основе фактов.
Кроме наблюдения за личностными особенностями включают и другие особенности отдельного вида детской одаренности: интеллектуальные способности, художественные, музыкальные, литературные, технические, спортивные, способности лидера.
Однако для окончательного установления одаренности необходимо психологическое обследование. Среди множественных характеристик таланта, по мнению исследователей, самыми надежными, проявляющимися вне зависимости от того, какой одаренностью обладает ребенок, является высокая потребность в любимой деятельности и удовольствие, которое получает ребенок от нее. Такая нацеленность служит одной из самых точных показателей одаренности.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.
5. Условия для выявления и развития одаренности.
Создание в ДОУ благоприятных условий предполагает проявление пе-риода дошкольного детства, когда ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:
• наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов и воспитателей;
• наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;
• наличие образовательной системы.
Заключение. Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что он ценен. Родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.
Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие.
Литература:
1. Богоявленская М. «Проблемы одаренного ребенка», журнал «Обруч», 2005г.
2. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. «Одаренные дети», Москва, 1991г.
3. Клименко В. В. «Психологические тесты таланта», Санкт-Петербург, 1996г.
4. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать», Москва, 1998г.
5. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н. С. Лейтеса, Москва, 2000г.
6. Савенков А. И. «Одаренные дети в детском саду и школе», Москва, 2000г.