Соловьева Светлана
Условия, способствующие и препятствующие внедрению профессионального стандарта в практику дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Тема, которую я сегодня представляю на семинаре, звучит так: «Условия, способствующие и препятствующие внедрению профессионального стандарта в практику дошкольной организации»
Приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013 года был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее профстандарт педагога). Что касается понятия профессионального стандарта, то оно было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1.
Публикация «Условия, способствующие и препятствующие внедрению профессионального стандарта в практику дошкольной организации» размещена в разделах
Наверняка вы знаете, что это новый проект, по которому разработаны концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Он призван повысить мотивацию педагогов к труду и качеству образования, а также предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности.
«Профессиональный стандарт педагога» - это большой документ, и на его изучение необходимо много времени. Поэтому я бы хотела ознакомить вас с его основными положениями, а также с тем, что касается непосредственно нас как воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Через весь документ красной нитью проходит мысль о том, что «в стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться». Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандарта его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Итак, по мнению создателей профессионального стандарта педагога, он необходим как: (слайд 3)
• инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире;
• средство отбора педагогических кадров в учреждения образования;
• основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем;
• объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт должен :
• Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога;
• Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
• Побуждать педагога к поиску нестандартных решений;
• Соответствовать международным нормам и регламентам;
Стандарт не должен :
• Превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
Применяясь в сфере дошкольного, начального и общего среднего образования, Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности : обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь педагогу в решении новых стоящих перед ним проблем.
Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?
Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:
Общие сведения о стандарте
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
Функциональная карта
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
обучения;
воспитания;
развития.
Характеристика функций
В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д., требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
Рассмотрим профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
Педагог дошкольного образования должен
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
В плане воспитательной работы педагог, кроме владения формами и методами воспитательной работы, должен:
• Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций, методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся;
• Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
• Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
• Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
• Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
• и другое…
Для осуществления развивающей деятельности педагогу, по мнению разработчиков проекта, необходимы такие качества, как:
• Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
• Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.).
• Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными, необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др., дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
• Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
• и другое.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
Теперь я бы хотела коснуться второй части заявленной мною темы: плюсов и минусов ПСП. Я не считаю себя достаточно компетентной, чтобы однозначно сказать: «Это плохо, а это хорошо». Поэтому выражу свое субъективное мнение, с которым вы вправе не согласиться.
1. Несомненно хорошо то, что ПСП – это современный проект, который дает любому педагогу новые возможности для самореализации, творчества; делает образ педагога гораздо интереснее для учеников, что, по-моему, сближает.
2. В Стандарте есть такая мысль :
«Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу воспитателя (учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.» Это еще один плюс.
Увеличиться ли зарплата педагогов с 2017 года?
В связи с изменением требований к уровню образования, также претерпит изменения и материальная составляющая вопроса. Ожидается заметное увеличение заработной платы всем представителям педагогического звена на территории Российской Федерации. Это еще один плюс.
Минус стандарта- как я уже говорила я не считаю себя компетентной в этом вопросе. Поэтому этот минус коснется нашего детского сада.
В стандарте говорится, что педагог должен иметь высшее образование и средне профессиональное образование по той специальности по которой работает педагог.
В нашем детском саду из 13 педагогических работников высшее образование имеют 9 человек, т. е. только 69% педагогов соответствуют требованиям стандарта. Но все эти педагоги имеют высшее педагогическое образование учителей начальных классов. Мы эту проблему видим, но решить быстро не реально, потому что переквалифицировать педагогов с высшим школьным образованием на дошкольное нужны не малые средства. А многие из этих педагогов имеют огромный стаж за плечами.
Так в стандарте педагога, в 2017 году, предположительно будут пересмотрены разделы:
Требования к образованию и обучению
Необходимые умения и знания (из раздела "Трудовые функции")
Данный факт объясняется тем, что во многих образовательных учреждениях, будь то школы или детские сады, многие работники, работающие не один год (а иногда и не один десяток лет, имеют положительную репутацию, рекомендации от коллег и руководства, и другие положительные характеристики, рискуют потерять работу. Министерство образования не желает допускать такого рода действия, которые могут привести к более отрицательным последствиям.
Профстандарт для педагога ДОУ, который ввели в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время.
Я благодарю вас за внимание. И хотела бы закончить свое выступление такими словами. Меняйтесь раньше, чем вас заставят это делать.