Надежда Трофимова
Управление проектной деятельностью в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Выпускная квалификационная работа
Управление проектной деятельностью в
дошкольной образовательной
организации
Автор: Трофимова Н. К.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент Бибикова Н. В.
Актуальность исследования
Изменение системы российского образования
ориентировано на разработку и внедрение
инновационных технологий, одной из самых
эффективных признана проектная деятельность. Как
Публикация «Управление проектной деятельностью в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
научная сфера проектирование отличается новизной
и все еще находится в процессе своего становления.
Существует противоречие между необходимостью
широкого включения проектных технологий в сферу
профессиональной деятельности дошкольных
организаций и неготовностью педагогов выполнять
качественно иные задачи, достигать целей
проектной деятельности.
Проблема исследования:
каким образом осуществляется
эффективное управление проектной
деятельностью в дошкольной
образовательной организации?
Цель исследования
Теоретическое изучение основ управления
дошкольной организацией и апробация
педагогических условий организации
проектной деятельности в дошкольной
образовательной организации средствами
реализации проекта
Задачи исследования
1) выявить теоретико-методологические основы исследования
проблемы управления проектной деятельностью в дошкольной
образовательной организации, в частности - определить сущность
эффективного управления дошкольной организацией, исследовать
характерные особенности осуществления проектного метода
работы в дошкольной образовательной организации, изучить
существующие исследования специфики эффективного управления
проектной деятельностью в дошкольной организации;
2) разработать и реализовать на практике Программу повышения
проектировочных компетенций у педагогов дошкольной
образовательной организации, оценить эффективность данной
Программы;
3) разработать и на практике реализовать алгоритм управления
проектной деятельностью в дошкольной организации (на
материале технологии гражданско-патриотического воспитания
дошкольников).
4) оценить эффективность организации проектной деятельности в
дошкольной образовательной организации (на материале
технологии гражданско-патриотического воспитания
дошкольников).
Объект исследования
управление дошкольной образовательной
организацией
Предмет исследования
управление проектной деятельностью в
дошкольной образовательной организации
Гипотеза исследования
управление проектной деятельностью в дошкольной
организации будет эффективным, если:
- в дошкольной образовательной организации будет
разработана и реализована программа по
повышению проектировочных компетенций
педагогов;
- освоенные компетенции педагогов будут
апробированы на реально проведенной проектной
деятельности с детьми в направлении гражданско-
патриотического воспитания;
- будут разработаны и реализованы методические
разработки, направленные на эффективное
управление проектной деятельностью в дошкольной
образовательной организации.
База исследования
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждения «Детский сад №41
«Колобок» города Димитровграда Ульяновской
области».
В работе приняли участие 16 педагогов ДОУ,
которые принимали участие во всех
мероприятиях разработанной в рамках данной
исследовательской работы Программы по
развитию компетентностей проектировочной
деятельности, и 50 детей старшего дошкольного
возраста (две старшие группы ДОО)
Методики исследования
методика П. Дукера «Смарт» - определение у педагогов уровня
развития компетенций по формулированию цели,
определения задач проекта,
методика С. Стивенса «Статистическая оценка» - определение
уровня развития компетенций по составлению поэтапного
плана работы над проектом.
методика А. С. Автономова «Определение меры и степени
воздействия, оказываемого выполнением проекта» -
определениеу педагогов уровня развития компетенций по
выделению ведущей проблемы проекта.
методика экспертной оценки А. С. Автономова и Н. Л.
Хананашвили определение уровня развития компетенций по
прогнозированию результатов и рисков проекта,
анкета А. С. Автономова и Н. Л. Хананашвили – определение
уровня развития способности брать инициативу на себя,
грамотно распределять роли и мотивировать, эффективно
взаимодействовать со всеми участниками проекта.
На формирующем этапе была разработана и
реализована Программа по повышению
проектировочных компетенций педагогов дошкольной
образовательной организации.
Программа реализовывалась через осуществление задач,
реализованных последовательно:
- развитие мотивационной готовности педагогов дошкольной
образовательной организации к разработке и реализации
проектной деятельности в собственной работе у всех
педагогов-участников образовательного процесса;
- совершенствование профессиональных компетентностей
педагогов-участников Программы по повышению
проектировочных компетенций педагогов через применение
методических и творческих форм активизирования и
рефлексии собственных педагогических наработок;
- мотивирование и поддержка реализации в собственной
педагогической практике проектной деятельности с детьми;
- установление и развитие партнерских отношений с
родителями дошкольников, с объектами социальной
инфраструктуры для объединения усилий по повышению
эффективности процесса гражданско-патриотического
воспитания детей
Реализация Программы проходила через ряд
последовательных и логически связанных этапов:
Подготовительный этап:
- систематизация нормативно-правовой базы дошкольной образовательной организации по
организации и реализации проектной деятельности,
- семинар «Проекты в организации воспитательно-образовательной работы»,
- мастер-класс «Разработка проектов в ДОО»
- разработка педагогами-участниками Программы самостоятельного проекта по гражданско-
патриотическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Основной этап:
- реализация пилотного педагогического проекта по гражданско-патриотическому развитию
старших дошкольников,
- изменение предметно-пространственной среды под условия реализации пилотного
педагогического проекта,
- оценка возможностей привлечения дополнительных средств,
- систематизация собранного материала, рефлексия опыта,
- разработка методических рекомендаций по проведению проектов,
- подготовка аналитических отчетов о реализации пилотного проекта.
Заключительный этап:
- подведение результатов реализации проектной работы с детьми (результаты пилотного
педагогического проекта по гражданско-патриотическому воспитанию детей,
- участие в конференциях и семинарах различного уровня,
- представление опыта реализации проекта на личных страничках педагогов в сети Интернет,
публикация собственных наработок.
- анализ реализации пилотного педагогического проекта проводился на семинарах, мастер-
классах, практикумах, дискуссиях
Сравнительная диагностика уровня сформированности
умения грамотно формулировать цель, определять
задачи проекта
Сравнительная диагностика уровня умения составлять
поэтапный содержательный план работы над проектом
Сравнительная диагностика уровня умения выделять
значимую в исследовательском плане проблему проекта
Сравнительная диагностика уровня сформированности
умения прогнозировать результаты и риски проекта
Сравнительная диагностика уровня сформированности
умения брать инициативу на себя, грамотно
распределять роли, мотивировать и эффективно
взаимодействовать со всеми участниками проекта
ВЫВОДЫ
Проверка эффективности разработанной программы
по управлению проектной деятельностью в условиях
дошкольной образовательной организации
позволила установить соответствие целей
проектирования и результатов проектной
деятельности, научно доказать эффективность
иерархической последовательности организации
проектных и управленческих действий, обеспечить
эффективность реализации разработанного
педагогами проекта.
Гипотеза исследования доказана в полном объеме.
Результаты и наработанные материалы могут
представлять интерес для педагогов и руководителей
дошкольных образовательных организаций.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!