Ефимова Марина
«Уникуб» — полифункциональное игровое оборудование
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы научить человека творить, писал И. Я Лернер, - есть только один путь - научить его творческим процедурам, т. е. тем структурам, которые и составляют сущность творческой деятельности»
Окружающая среда ребенка становится все более насыщенной современными электронными приборами, которые задают определенный алгоритм работы с ними. Да это интересно, увлекательно, с одной стороны информационно – познавательно, но с другой стороны – сможет ли ребенок применить полученные в виртуальном мире знания в практической ситуации?
Темочки:
Неоспоримым фактом является то, что знакомство с каким-либо явлением или действием становится максимально эффективным, когда оно носит действенный характер. Организованная исследовательская деятельность в естественных условиях позволяет воспитанникам самостоятельно получать информацию и знания о тех или иных изучаемых предметах и явлениях, которые доступны на данном возрастном этапе.
Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника, и то, что к старшему дошкольному возрасту у детей значительно возрастает интерес к исследовательской деятельности, в том числе и в процессе организации самостоятельной деятельности, мы разработали полифункциональное игровое оборудование «УНИКУБ».
Основная цель данного игрового оборудования: формирование предпосылок для овладения умениями и навыками, необходимыми для развития познавательно-исследовательской деятельности, поддержка познавательной инициативы и самостоятельности, развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти.
Пособие состоит из основы – деревянного куба с выдвигающимися полями (на направляющих). Каждое поле – это отдельная зона экспериментирования, связанная определенной темой. В нашем случае: это магниты, электричество (динамическое и статическое, свет, а также поле для самостоятельного экспериментирования, его можно использовать и для хранения необходимого для организации исследовательской деятельности оборудования.
На крышке куба изображена Солнечная система и размещен ее макет – именно с этого начинается удивительное путешествие детей в страну физики и экспериментирования. Здесь же ребята могут самостоятельно поиграть в игру ходилку-бродилку «По планетам Солнечной системы», узнать, сколько планет в Солнечной системе, на каком расстоянии они расположены от Земли, от чего зависит день и ночь.
Первый ящик-поле разработан для знакомства детей с магнитами и магнитным полем.
Основная задача: познакомить детей с понятием «магнитное поле», «магнитные полюсы», «магнитная сила», показать, как происходит взаимодействие магнитов по отношению к различным материалам. В процессе экспериментирования с различными предметами в естественной обстановке дети узнают, от чего зависит магнитная сила, почему одни предметы притягиваются, а другие нет, как влияет расстояние предмета на магнитное притяжение, что такое компас.
Второй ящик-поле мы посвятили электричеству.
Основная задача: дать детям представление об электричестве как явлении, познакомить с понятиями «электрический ток», «статическое электричество», «динамическое электричество, «напряжение»; познакомить с правилами безопасности при работе с электроприборами. В процессе экспериментирования дети знакомятся с понятием «электрический ток», способом его получения, какую пользу приносит электричество и в чем его вред, обратив особое внимание на безопасность, чем отличается динамическое и статическое электричество, от чего зависит сила электричества.
Третий ящик-поле знакомит детей с понятием «свет».
Основная задача: познакомить детей с понятием «свет», «тень», «сила света», «отражение». Представленное оборудование позволяет детям в естественной обстановке получить представление о силе света и его проходимости, образовании тени (на примере теневого театра, как меняется сила света после его отражения, роль света в жизни человека, растений, животных.
«УНИКУБ» - это универсальное игровое оборудование, которое позволяет педагогу легко его трансформировать, исходя из интересов ребенка и возникающей проблемной ситуации. Сменяемость материалов и оборудования способствует на протяжении длительного времени поддерживать интерес ребенка к исследовательской деятельности, тем самым создавая условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. Необходимо обратить внимание и на деятельность педагога при использовании данного игрового оборудования: педагог выступает не только как источник знаний, а прежде всего как координатор на начальном этапе и далее как партнер в совместном поиске этих знаний.
Л. С. Выготский говорил «….то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве, завтра он становится способен выполнить самостоятельно».