Людмила Комарова
Проект в подготовительной группе «Удивительный мир ребусов»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №163 ОАО «РЖД»
ПРОЕКТ
Тема: «Удивительный мир ребусов».
Воспитатель подготовительной группы Людмила Геннадьевна Комарова
Новосибирск 2020 г.
Содержание:
I. Введение…3
II. Основная часть….3
1. Что такое ребус?. 3
2. История возникновения ребусов?. 4
3. Виды ребусов?. 5
Публикация «Проект в подготовительной группе „Удивительный мир ребусов“» размещена в разделах
4. Правила составления и отгадывания ребусов…. …7
III. Практическая часть …. ….…8
1. Анкетирование…. 8
2. Игра «Составь и отгадай ребус» ….11
IV. Заключение…. ….…12
Приложение 1…. 13
V. Список использованной литературы….…. 14
Введение
Среди занимательных задач и головоломок ребусы издавна занимают почетное место.
Ребус – увлекательная игра-головоломка, развивающая смекалку, логику и умение находить необычное в картинке. Эти головоломки будут интересны как взрослым, так и детям, так как некоторые из них имеют очень высокий уровень сложности.
Многие дети не умеют отгадывать ребусы, а некоторые и вовсе не знают, что это такое. Исходя из этого я определила цель своего проекта : научиться составлять и решать ребусы.
Задачи проекта :
1. Изучить историю появления ребусов.
2. Определить какие виды ребусов существуют.
3. Узнать правила составления и отгадывания ребусов.
4. Провести с одноклассниками игру «Составь и реши ребус».
Гипотеза проекта : Я предполагаю, что отгадывание ребусов развивает логическое мышление, и помогает решать нестандартные задачи.
II. Основная часть
1. Что такое ребус?
Чтобы узнать, что такое ребус, я изучила разные источники. .
В Большом энциклопедическом словаре Д. Н. Ушакова, есть 2 определения слова ребус :
1. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков, например: написанная над буквой "к" буква "у" - ребус, обозначающий "наука" (на-"у"-"ка").
2. Переносное значение: Что-нибудь загадочное, непонятное, замысловатое. Например: Не человек, а ребус!
В толковом словаре живого великорусского русского языка» В. И. Даля
Ребус - от французского : загадка в рисунке.
А в толковом словаре С. И. Ожегова
Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.
В этих определениях общее то, что ребус – это загадка, которую нужно разгадать с помощью рисунков.
2. История возникновения ребусов
Самые первые ребусы встречаются еще в рисуночном письме. Такие ребусы сходны с иероглифами. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах или для обозначения родовых фамилий в средневековой геральдике.
В XVI веке рисованные ребусы появились в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники.
Всем известный автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей переписке с юными читателями. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень нравилось детям.
В России ребусы появились позднее - в середине XIX века и стали очень популярны среди детей и взрослых. Тогда же стал выходить специальный журнал "Ребус".
3. Виды ребусов
Существуют разные виды ребусов, например:
• Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.
• Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.
• Ребусы-шутки - это шуточная загадка в стихах.
• Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.
• Звуковой ребус - это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.
• Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.
• Ребус-задача - это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.
• Числовые ребусы - это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.
Особую группу ребусов составляют математические ребусы.
Они представляют собой примеры обычных арифметических действий (сложения, вычитания, деления и умножения, в которых часть или даже все цифры заменены на точки, звездочки, буквы или другие символы. Каждый символ может обозначать любую цифру от 0 до 9. Причём, некоторые цифры могут повторяться несколько раз, а другие не использоваться вовсе. Такие ребусы, зачастую, называют числовыми, арифметическими или цифровыми.
Все виды ребусов развивают мышление, тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку, помогают расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.
По степени сложности ребусы можно разделить на несколько групп.
1. К первой группе относятся самые простые ребусы, которые помогают детям запомнить графическое изображение буквы и употребление ее в словах. Они используются, в основном, при знакомстве с буквой
2. Во вторую группу входят более сложные ребусы, в которых требуется заменить или убрать какую-либо букву, прочитать число, вставленное в ребус.
3. К следующей группе можно отнести ребусы, предусматривающие определенный навык чтения и определенный уровень развития логического мышления. Если ребенок затрудняется разгадать подобный ребус, нужно познакомить его с общими принципами их решения. Прежде всего, обратить внимание на то, что часть слова находится внутри какой-то буквы
Задачи, представленные в занимательной форме, очень интересны. Их хочется решать, они увлекают своей необычностью. Появляется желание обязательно решить ребус, присутствует даже элемент состязания.
Работа с ребусами и задачами развивает мыслительные способности и концентрирует их внимание. Появляется желание придумать самим что-либо подобное. А это уже способствует развитию наших творческих и познавательных способностей.
4. Правила составления и разгадывания ребусов.
При составлении и решении ребусов следует придерживаться некоторых правил:
• Ребус читается слева направо и сверху вниз.
• Если нарисовано несколько одинаковых предметов, то читается слово во множественном числе.
• Рисунок в ребусе может обозначать не все слово, а только его часть. Запятые возле рисунка показывают, сколько букв надо из слова убрать. Если запятые слева от рисунка, убираем первые буквы; запятые справа показывают сколько букв в конце слова надо отбросить.
• Если предмет в ребусе нарисован в перевернутом виде, то слово читают с конца. Например, если нарисован кот вниз головой, то читаем слово «ток».
• Если возле рисунка стоит перечеркнутая буква, то ее из слова надо убрать. Если нарисована перечеркнутая цифра, то убираем букву с таким порядковым номером.
• Если нарисована буква возле слова, то ее надо к слову добавить.
• Если возле рисунка написано равенство (5 = В или Я = В, то надо эту букву заменить другой, той, что справа.
• Если предметы нарисованы в разном положении относительно друг друга, то при чтении используются предлоги. Один предмет в другом – «в». Предмет нарисован на другом предмете, можно читать по-разному: «на», «над», «под». Подбираем по смыслу.
• Если буква состоит из другой буквы, то используем предлог «из». Например, «из – Б – А».
• Если встречаются ноты, то они обозначают соответствующие их названиям отдельные слоги.
• Если возле рисунка написаны цифры, то буквы из названия предмета следует читать в указанном цифрами порядке. Буквы, не обозначенные цифрами, не используются.
• Если буква перечеркнута крест накрест, то читается как "не". Например, перечеркнута "Д", читаем "не-Д".
• Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами. Часто в одном ребусе можно встретить разные комбинации загадок.
III. Практическая часть.
1. Анкетирование
Чтобы узнать, знают ли дети о ребусах и умеют ли их отгадывать, мной была проведено анкетирование, в котором приняли участие 25 человек. Результаты анкетирования представлены на гистограммах.
На первый вопрос, знаете ли вы что такое ребус? Да – ответили 23 человека, нет – 2 человека.
2. Игра «Составь и реши ребус»
Я подготовила для своих воспитанников интересную игру «Составь и реши ребус» :
- я предложила им разделиться на 3 команды;
- для каждой команды я подготовила карточку с пословицей;
- команда должна зашифровать пословицу;
- другие команды должны решить этот ребус – отгадать пословицу.
IV. Заключение
Проведя свое исследование, я поняла, что дети узнали много нового, познакомились с понятием ребус, узнали историю появления ребусов. Научились составлять и решать ребусы разной сложности. Тренируя ум, ребёнок становится наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, изобретательным, находчивым, остроумным, а также приобретает многие другие важные и полезные качества. Ребусы – это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.
Подводя итог, хочется сказать, что ребусы помогают детям в развитии памяти, внимания, логического мышления, развивают мыслительную деятельность, концентрируют внимание.
Разгадывайте ре
бусы, развивайте своё логическое мышление – это очень интересно!
Приложение 1
Анкета
1. Знаете ли вы что такое ребус?
Да Нет
2. Знаете ли вы, когда появились первые ребусы?
Да Нет
3. Умеете ли вы решать ребусы?
Да Нет
4. Хотите ли научиться решать ребусы?
Да Нет
5. Интересно ли было бы вам научиться составлять ребусы?
Да Нет
Результаты анкетирования показали,что не все дети знакомы с ребусами, и не все умеют их решать. А научиться составлять ребусы самостоятельно хотят все, так как это очень интересное и увлекательное занятие.
Список использованной литературы
1. Асанин С., «Смекалка для малышей». (Занимательные задачи, головоломки, ребусы.)., Москва., «Омега»., стр. 127 – 211.
2. Большой энциклопедический словарь /Д. Н. Ушаков, В. И. Даль. М. : Наука», 2000. – 1000 с.
3. Городкова Т. В., Елкина Н. В. «Детские кроссворды»., М., 2014. – 353с.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.
5. Кордемский Б. А. Математическая смекалка. — М. : ГИФМЛ, 1958. — С. 189-194.
6. Ливинский В. А. Журнал «Не скучай», стр. 193 – 197.
7. Лучшие математические игры и головоломки, или самый настоящий математический цирк / пер. с англ. М. И. Антипина. — М. : АСТ, Арель,2009. — С. 123. — 255 с.
8. Математические шарады и ребусыН. В. Удальцова - М. : Чистые пруды, 2010 – 32с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика», вып. 35).
9. Мочалов Л. П. Головоломки. — М. : Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980. — 128 с.