антонина постовалова
Краткосрочный проект «Учимся ухаживать за собой» для детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Глядянский детский сад "Малышок"
Краткосрочный
проект
«Учимся ухаживать
за собой»
(для детей младшей группы)
Воспитатель:Постовалова. А. С.
2017г.
Цель: сохранение и укрепления здоровья детей через формирование культурно-гигиенических навыков детей дошкольного учреждения.
Задачи:
Публикация «Краткосрочный проект „Учимся ухаживать за собой“ для детей младшей группы» размещена в разделах
1. Вооружить детей теоретическими и практическими знаниями в вопросах ухода за собой.
2. Расширить знания родителей о режиме дня, формировании культурно-гигиенических навыков для сохранения и укрепления здоровья детей.
Проблема: несоблюдение родителей режима дня дошкольного учреждения.
Обоснование проблемы: В целом реализация цели проекта направлена на актуализацию задач воспитания культурно – гигиенических навыков и положительного отношения к здоровому образу жизни детей через взаимодействие педагог – ребёнок – родитель.
- неосведомленность родителей о важности режима для психического и физического здоровья детей
-недостаточность знаний родителей о возрастных особенностях детей данного возраста
- нежелание родителей соблюдать режим дня дома в выходной день
Ожидаемые результаты:
1. Снижение заболеваемости детей за счет повышения совместной двигательной деятельности детей с родителями.
2. Приобретение устойчивого культурно-гигиенического навыка.
3. Организация и соблюдение режима для детей дома.
Участники проекта : воспитатели, дети младшей группы, родители.
Срок реализации данного проекта :
Реализация проекта
Направления работы Цель Пособия и оборудование
I блок – работа с детьми
Беседа «Путешествие в царство Гигиены»
Развивать у детей понимание значения необходимости гигиенических процедур (объяснить назначение мытья рук, купания). Чтение А. Барто «Девочка чумазая»,
К. Чуковский
«Мойдодыр»
Дидактическая игра – занятие
«Как нужно ухаживать за собой»
Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой. Классификация принадлежностей для умывания, принятия душа, расчесывания, подстригания ногтей, чистки зубов.
Принадлежности личной гигиены
д/и «Что мне нужно»
Атрибуты заместители предметов гигиены.
Сюжетно-дидактическая игра «Научи куклу Машу правильно мыть руки» Закреплять навыки детей о необходимости гигиенических процедур, закреплять умения правильно мыть руки. Комплект иллюстраций «Я умываюсь»
Занятие «Волшебная щеточка» Объяснить детям зачем ежедневно нужно чистить зубы.
Познакомить с приемами чистки зубов. Схемы правильной чистки зубов, д/и «Чего боятся наши зубы»
II блок – работа с родителями
Консультации
«Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка» (консультация для родителей)
Наглядная информация Оформление информации в уголке для родителей:
-режим дня в детском саду
-сетка занятий
-советы психолога
-иллюстративный материал «Я умываюсь», схемы чистки зубов.
Работа по совместной деятельности
родителей и детей
Конкурс рисунков «Да здравствует мыло душистое!»
«Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка»
(консультация для родителей)
Одной из важных задач, стоящих перед ДОУ и семьёй, является охрана нервно - психического здоровья детей, а основное условие охраны психологического здоровья детей – укрепление их нервной системы через создание спокойной, доброжелательной обстановки в детском саду и дома, удовлетворения их эмоциональных потребностей и соблюдение режима дня.
Если задать вопрос, что самое важное в сохранении и укреплении здоровья ребёнка, то многие дадут однозначный ответ – выполнение режима дня. Это положение уже стало аксиомой. Проверенной и доказанной длительной практикой и общественного и семейного воспитания.
Однако, если пытливый родитель поставит вопрос: «А почему соблюдать режим так важно?», то определённый ответ ему будет трудно найти, кроме общих рассуждений, как это полезно для нервной системы ребёнка, чтобы он рос здоровым, жизнерадостным, уравновешенным, имел хороший аппетит, полноценный сон и т. п. Дело в том, что научное обоснование роли режима как ведущего фактора укрепления здоровья и сохранения эмоционального благополучия детей получено лишь за последние годы и связано, в основном, с успехами в разработке таких наук, как хронобиология, биоритмология и нейрофизиология.
Они подтвердили, что для того, чтобы у детей было хорошее самочувствие, эмоциональное благополучие, правильно протекало физическое, психологическое и социальное развитие, в семье и ДОУ должны быть созданы условия для:
развития у детей жизнерадостности, веры в себя, свои силы и возможности;
увлекательной творческой деятельности детей;
соблюдение режима дня, питания, жизнедеятельности детей.
Режим всегда был и остаётся основой полноценного физического развития детей. Не случайно замечено воспитателями детских садов – самые нервозные, трудные дети бывают по понедельникам. Наверное потому, что в воскресенье ребята отходят от привычного режима и живут по расписанию взрослых: поздно встают, не гуляют, к ночи (из – за гостей) укладываются спать. И мы ещё удивляемся, почему же они так капризны – а потому, что нарушается весь устоявшийся стереотип детского организма.
Известно, какое значение придавал режиму дня выдающийся педагог А. С. Макаренко, он считал, что режим – это средство воспитания. Правильный режим должен отличаться определённостью, точностью и не допускать исключений.
Так, правильно организованная трудовая и учебная деятельность, включающая разнообразные посильные нагрузки в рациональном сочетании с отдыхом, не только обеспечивают сохранение устойчивой работоспособности и высокую продуктивность занятий, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность, но и эмоциональный комфорт.
Регулярность питания благоприятствует хорошему аппетиту, так как у ребёнка через определённый промежуток времени появляется потребность в пище, а это способствует полноценному усвоению всех её компонентов.
Дневной и ночной сон, организованный в одни и те же часы формирует у ребёнка привычку засыпать быстро, без каких – либо дополнительных воздействий, что является одним из важнейших условий спокойного, глубокого сна, в процессе которого происходит восстановление сил и последующей активности ребёнка.
Таким образом, считал А. С. Макаренко, рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное влияние на его эмоциональную сферу.
При нарушении режима у детей наблюдается сильное волнение, возбуждение. Утомление, возникает избыточное напряжение. Ребёнок начинает нервничать, что приводит к напряжению разных групп мышц и способствует возникновению заболеваний (неврозы, гипертония, сердечные недуги и т. д.).
Ребёнок начинает испытывать чувство тревоги, одиночества, окружающие воспринимаются, как источник возможной опасности, что сказывается на формировании межличностных связей, нарушается способность достаточно критически подходить к оценке себя, как личности.
Подобная ситуация препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей детей, ведёт к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребёнка.
Незначительное происшествие может привести к переживаниям детьми негативных эмоциональных состояний, вызвать страх, перевозбуждение, раздражение и открытую агрессию.
Соблюдение режима дня поможет расслабиться, а расслабление создаст условия для нормальной работы всего организма, так как в процессе релаксации энергия перераспределяется, что приводит тело к равновесию и гармонии. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, снимает напряжение со всех органов, восстанавливает силы, здоровье и эмоциональное состояние.
Нельзя забывать, что возможности растущего организма не безграничны, а его психика качественно отличается от психики взрослого. Развитие определяется последовательностью изменений психики. Самое важное – создать условия, приводящие к тому, чтобы ребёнок был спокойным, с эмоциональным положительным настроем. А так как режим предполагает смену деятельности с активной на более спокойную, то это предотвращает переутомление, нарушение эмоционального настроя ребёнка, способствует формированию норм здорового образа жизни. Таким образом системный подход позволяет добиваться хороших результатов по сохранению и укреплению здоровья детей, помогает обеспечивать стабильный эмоциональный комфорт.
Итак, рациональный режим дня, построенный в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями дошкольника, включающий разумное распределение часов, отведённых для приёма пищи, сна, правильное чередование физических, умственных и эмоциональных проявлений в жизнедеятельности детей обеспечивает условия для оптимальной ритмичности процессов в растущем организме, способствует всестороннему и гармоничному развитию здорового ребёнка, его эмоциональному благополучию
Консультация
Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей.
Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н. К. Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».
Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:
• рационально организованная обстановка,
• четкий режим дня,
• руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.
Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется подруководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
• личный пример взрослых
• непосредственно образовательная деятельность
• показ
• объяснение
• пояснение
• поощрение
• беседы
• упражнения в действиях
• дидактические игры
• потешки
• стихотворения
• пословицы, поговорки
• игровые приемы
• викторины, развлечения
• прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.)
КРИТЕРИИ ОПРЯТНОЙ ЕДЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
• Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
• Не крошить хлеб;
• Пережевывать пищу с закрытым ртом;
• Не разговаривать с полным ртом;
• Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
• Благодарить;
• Пользоваться только своим прибором.
МЫТЬЯ РУК И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
• Мыть лицо, уши, руки
• Закатать рукава;
• Смочить руки;
• Взять мыло, намыливать до появления пены;
• Смыть мыло;
• Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
• Пользоваться расческой.
СНИМАНИЯ И НАДЕВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
• Расстегнуть пуговицы;
• Снять платье (брюки);
• Аккуратно повесить;
• Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки, шорты;
• Снять обувь;
• Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
• Надеть в обратной последовательности.
ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:
• организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.);
• разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
• многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
• индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
• организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
• безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
"Волшебная щеточка"
Цель: Довести до сознания детей необходимость и важность гигиенических процедур.
Задачи:
• знакомить с правилами этикета
• формировать КГН в повседневной жизни
• воспитывать бережное отношение к предметам
• учить высказываться на темы из личного опыта.
Словарная работа:
• обогащать речь детей новыми словами и выражениями
• научить составлять короткие творческие рассказы, используя картинки.
Методическая обеспечение:
• бумага, карандаши,
• зубные щетки, расчески, вата,
• картинки.
Мотивация:
• Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
Ход занятия
Воспитатель: - Сегодня у нас в группе находится очень нужный предмет, который необходим всем людям. Он есть у каждого человека. Что это за предмет, вы должны отгадать. А я вам подскажу. Вот какая моя подсказка. Это загадка: " У красной прорубки, сидят белые голубки". Что это?
Воспитатель слушает ответы детей
Воспитатель: - Вы сказала много, правильно - это зубы. Давайте возьмем зеркало и посмотрим на свои зубы.
Дети садятся на стульчики. Воспитатель дает зеркало, дети рассматривают в зеркало зубы.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, а что надо, чтобы наши зубки были "белые голубки"?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, зубная щетка. Оказывается зубную щетку, придумали в давние, давние времена, первобытный человек.
Воспитатель берет палочку и показывает ее детям.
Воспитатель: - Это была обыкновенная палочка с разжеванным концом. А называли ее зубной веник или веник-галочка. Но прошло много, много лет и палочка превратилась:в (а в это время воспитатель показывает детям зубную щетку).
Дети: - В зубную щетку.
Воспитатель: - Правильно. Это зубная щетка. Я бы назвала ее "Волшебная щеточка". А как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да. Наши зубы должны быть чистыми, белыми, здоровыми. И без волшебной щеточки нам не обойтись. А вы дома чистите зубы?
Ответы детей.
Воспитатель: - А как в детском саду мы ухаживаем за зубами, что мы делаем после еды?
Дети: - Полощем рот после еды.
Воспитатель: - У меня есть для вас одна очень интересная история. Жил один мальчик, который не любил волшебную щеточку. Хотите узнать, что с ним случилось?
Дети: - Да, хотим.
Воспитатель: - Тогда слушайте, смотрите и помогайте мне и этому мальчику.
Воспитатель предлагает детям пройти к столу и сесть.
(На столе приготовлены бумага, карандаши, картинки, расчески, вата, зубные щетки. Все закрыто салфетками).
Воспитатель показывает картинки и рассказывает.
Воспитатель: - Жили-были Миша и Маша. Сегодня Миша очень грустный у него болит зуб.
- А у меня зубы никогда не болят; - говорит Маша. У меня есть в волшебная палочка, поэтому у меня зубы белые, крепкие.
- Покажи? - попросил Миша.
И Маша показала зубную щетку.
- Да это просто зубная щетка! - засмеялся Миша. У меня точно такая есть. Что тут интересного.
- А ты наверно не умеешь правильно чистить зубы. Хочешь научу? - спросила Маша.
Воспитатель: - Ребята, а как вы чистите свои зубы? Паша, ты можешь показать, как ты чистишь зубы? Давайте представим, что наш пальчик - это зубная щетка. Покажи. Правильно или не правильно.
Воспитатель: - И Маша взяла бумагу и карандаш, и показала, как надо чистить. Я буду рисовать на доске, а вы на своем листе.
И Маша стала рисовать вверх- вниз, вверх - вниз щеточкой.
Это мы стеночки зубов почистили, а надо еще верхушки. По ним щеточкой води петелькой или кругами.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, мы хорошо вычистили зубы?
Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте проверим это. Возьмем расческу и зубную щетку, представим, что это наши зубы, а это пища, которая застряла между зубов. Берем щетку и начинаем чистить; вверх - вниз:
Воспитатель: - Посмотрите, мы на опыте проверили, что сделали все правильно. Зубы у нас чистые. А когда мы зубки почистили, не забудьте щеточку помыть, намылить и поставить в стаканчик.
Дети делают вместе с воспитателем.
Воспитатель: - В следующий раз, когда мы будем чистить зубы, не забудьте щетку помыть. Миша внимательно слушал и смотрел, как все делает Маша. Он обещал Маше, что будет каждое утро и вечер чистить зубы правильно.
Воспитатель: - Ребята, а что еще любят наши зубки?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да, зубки любят грызть морковку, яблоко, витамины. А самое главное. Они любят волшебную палочку. Не забывайте чистить зубы и тогда они будут красивыми и здоровыми.
Воспитатель: - Ребята, еще волшебная палочка приготовила вам интересную игру. Давайте поиграем.
Воспитатель раскладывает на полу листы и дает задание детям: встать на домик (на определенную цифру).
Воспитатель: - А теперь время подкрепиться витаминами.
Воспитатель предлагает детям вымыть руки и сесть за стол. Раздает яблоки и на салфетке предлагает гостям. Дети съели яблоки и прополоскали рот.