МААМ-картинки

«Учимся говорить». Комплекс занятий с неговорящими детьми. 2 часть

Людмила Линейцева
«Учимся говорить». Комплекс занятий с неговорящими детьми. 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие № 15.

Задание 1.

Цель: развивать моторику руки.

Игра «Колобок» : ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом. В случае двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка.

Кулачок как колобок. Одна рука сжата в кулак - «колобок», другой рукой

Мы сожмем его разок. ребенок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает

его рукой, затем положение рук меняется.

Задание 2.

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Публикация «„Учимся говорить“, Комплекс занятий с неговорящими детьми, 2 часть» размещена в разделах

Упражнение «Загоним мяч в ворота» : используя бумажный или выполненный из ваты «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

Задание 3.

Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, и соотносить их с частями собственного тела.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям.

Игра «Найди и покажи».

Ребенку предъявляется картинка с изображением человека или куклы. Взрослый просит малыша показать свою ножку и найти ножку у куклы на картинке.

Варианты:

а) аналогичная игра проводится с отдельными картинками, выложенными в ряд или произвольно расположенными на столе;

б) «Мойдодыр-1» : взрослый просит малыша вымыть определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую предметную картинку [ пример: «Вова, вымой. (картинка с изображением глаз)];

в) «Мойдодыр-2» : предметные картинки лежат на столе изображением вниз. Малышу предлагается открыть любую, назвать ее и показать имитационное действие (например, открыв картинку с изображением рук, он показывает как моет свои руки,

Занятие № 16,

Задание 1.

Цель: активизировать ощущения собственных движений (активных и пассивных -руками взрослого, побуждать к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Взрослый напоминает ребенку, как причесывают волосы расческой (рукой, сжатой в кулак, поглаживает по волосам); как едят суп (рукой, сжатой в кулак, действует в направлении от стола ко рту); как пьют из кружки (руку, сжатую в кулак, прикладывает ко рту и запрокидывает голову, как грозят пальчиком и др.

Задание 2.

Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета.

Игра «Разноцветные столики». На столе перед ребенком 2-4 листа разноцветной бумаги и коробка, в которой находятся предметы аналогичных цветов (колечки от пирамидок, пуговицы и др.). Ребенку предлагается разложить эти предметы на соответствующий цвету лист бумаги.

Задание 3.

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Игра «Задуй свечу». Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла, показывает способ действия, затем просит малыша сделать то же самое.

Занятие № 17.

Задание 1.

Цель: развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении

стихотворного текста.

Упражнение «Веселые маляры» : взрослый читает двустишье: «Мы покрасим этот дом, жить Ванюша будет в нем», побуждая ребенка к имитационным движениям кистей обеих рук в направлении вверх - вниз, слева- направо (локти на уровне груди).

Задание 2.

Цель: познакомить с объемной геометрической формой - шаром, его свойствами и

игровыми действиями.

Взрослый достает из «Чудесного мешочка» шар, знакомит ребенка с его названием («шар, шарик», предлагает его ощупать» выделяет свойство - «круглый». В случае двигательных затруднений можно использовать совмещенные действия - ощупывание шара руками ребенка и взрослого. Показывая игровые действия, он называет их: «Катается».

Можно катать шарик по ковру, столу, в ограниченном пространстве (по дорожке, выложенной из палочек, в ворота, с горки, построенных предварительно); в заданном направлении (к маме, к любимой игрушке).

Особое внимание уделяется инструкциям типа: «На шарик! Дай шарик! (учитывая произносительные возможности ребенка, можно побуждать к произнесению этих фраз).

Задание 3.

Цель: учить ребенка различать звучание разных музыкальных инструментов, развивать слуховую память.

Описание смотрите в занятии №14 :

а) количество звучащих игрушек увеличивается (от 3 до 5);

б) действия с игрушками производятся за ширмой (без опоры на зрительное восприятие);

в) к уже знакомым игрушкам добавляется звучание новой игрушки, которое необходимо выделить;

г) игра с предварительным планированием действий: «Сначала я поиграю в колокольчик, потом - в барабан». Ребенку предлагается соотнести план с производимыми действиями (план может быть нарушен для того, чтобы активизировать внимание ребенка).

Задание 4.

Цель: учить соотносить реальные объекты (игрушки) с потешками, стихами.

Ребенку последовательно предъявляются знакомые игрушки. Показ сопровождается чтением стихотворения. (Рекомендуем использовать стихотворения Агнии Барто «Мои игрушки»). После того, как все игрушки (3 - 5) будут выставлены перед малышом, взрослый повторно читает стихотворение и просит угадать и выбрать соответствующую игрушку.

Занятие № 18.

Задание 1.

Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним различные игровые действия (катать, собирать в коробку, делать бусы).

Предлагаемые игровые действия выбираются с учетом двигательных возможностей ребенка.

В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы: несколько шаров разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Малышу предлагается найти на ощупь и вытащить из «Чудесного мешочка» шарик. Вопросы: «Что это? Какой? Как играть? Покажи.» Вопросы и инструкции к «безречевому» ребенку: «Нашел шарик? Покажи, какой он круглый. Поиграй (покатай, положи в коробочку)». После того, как все шарики будут выбраны из мешочка, ребенок и взрослый рассматривают их и находят различие (большие и маленькие). Затем раскладывают шарики разной величины в большую и маленькую коробочки. Если у ребенка хорошие моторные возможности, можно провести игру «Собери бусы» (используются шарики с дырочками).

Задание 2.

Цель: учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов, закреплять представление о частях тела.

Взрослый читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений.

У слона большие уши, Вот такие. Длинный хобот,

Вот такой.

Слон качает головой.

(круговые движения руками от головы)

(движения обеими руками вперед от лица) (покачивающие движения головой)

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

(движения, имитирующие поглаживание) (движения рукой сверху вниз) (покачивание туловищем)

Погладим кошечку По головке,

По спинке,

По хвостику.

(плавные движения рукой,

имитирующие поглаживание разных частей тела)

Задание 3.

Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху.

Игра «Чей паровоз громче гудит».

Для проведения игры необходимы несколько маленьких пузырьков с узким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку - подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).

Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2 - 3 предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.

Занятие № 19.

Задание 1.

Цель: развивать моторику обеих рук с использованием «пальчикового бассейна».

Пальчиковый бассейн легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль слоем в 6-8 см.

Упражнение «Стираем платочки» : взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к одновременному выполнению движений.

Мама и дочка стирали платочки Вот так, вот так!

(движения раскрытой ладонью по дну бассейна в направлении вперед - назад, пальцы разведены)

Мама и дочка полоскали платочки (движение кистью

Вот так, вот так! в направлении слева - направо)

Мама и дочка полоскали платочки (движение кистью

Вот так, вот так! верх - вниз над бассейном)

Задание 2.

Цель: учить ребенка различать немузыкальные шумы ( звуковые коробочки Основные требования к изготовлению звуковых коробочек:

- коробочки должны быть одинакового цвета и формы, изготовлены из небьющегося материала (пластмассы, дерева, с плотно закрывающейся крышкой;

наполнителем для коробочек служат монеты, спички, пуговицы, фасоль, горох, скрепки.) и выделять одинаковые по звучанию.

Взрослый знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом, сопровождая действие словами: «Коробочка гремит». Затем предлагает найти такую же среди 2-3 одинаковых по внешнему виду (с разными наполнителями - мелкими монетками, спичками, песком и др.).

Задание 3.

Цель: учить выделять красный цвет предметов по слову.

Игра «Дай мишке (кукле)» : взрослый предлагает подарить мишке все красные предметы, находящиеся в коробочке (корзиночке, или выбрать для куклы одежду красного цвета. Предлагаемые инструкции:

- Подари мишке все красные ягодки (шарики).

- Достань мишке все красное из коробочки.

Занятие № 20.

Задание 1.

Цель: развивать моторику обеих рук.

Взрослый предлагает ребенку скомкать лист бумаги или газеты, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).

Виды упражнений с бумажным мячиком:

- кистью руки отталкивать, перекатывать по столу.

Задание 2.

Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

Игра «Погреем руки». Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У, О».

Задание 3.

Цель: познакомить с геометрической формой - кубом, его свойствами и игровыми действиями.

Взрослый знакомит ребенка с кубом, дает его название («кубик», предлагает ощупать (выделяя «уголочки и ребрышки»). Показ игровых действий начинается с демонстрации его свойств («кубик стоит», «кубики стоят»). На глазах у ребенка взрослый строит дом, башню, привлекая к совместным действиям малыша. Особое внимание уделяется инструкциям типа: «На кубик! Дай кубик!»

Задание 4.

Цель: закреплять представление о частях лица, определять недостающие детали изображения на предметной картинке.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям.

Ребенку предлагаются картинки с изображением лица, на котором отсутствуют отдельные его части : нос, рот, глаза, уши, волосы, брови. Малыш рассматривает последовательно каждую картинку и показывает недостающую часть на своем или мамином лице.

Занятие № 21.

Задание 1.

Цель: учить выделять куб из ряда предметов (расческа, бутылочка, кубики разной

величины, мелкие игрушки, различать величину геометрических форм.

Игра «Чудесный мешочек» (описание см. в занятии №17).

После того как все кубики будут выбраны из мешочка, ребенок вместе со взрослым строит большую и маленькую башни, домики. В конце игры можно разложить кубики по коробочкам разной величины.

Задание 2.

Цель: учить выделять красный цвет предметов по слову,

Игра «Разноцветные флажки» проводится с флажками, выполненными из цветной бумаги. Малышу предлагается выбрать из коробочки с разноцветными флажками только красные и поставить их в вазочку красного цвета.

Задание 3.

Цель: учить ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию.

Игра «Найди лишнюю» : перед малышом стоят три коробочки в ряд (две из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать «лишнюю».

Занятие № 22.

Задание 1.

Цель: учить различать куб и шар:

- по названию,

- по внешнему виду,

- по свойствам и игровым действиям,

- с помощью ощупывания.

Взрослый предлагает ребенку найти на столе шар, кубик («Найди шарик. Найди ку-бик»); показать («Где круглая форма? Где форма с уголочками?»); назвать (по мере возможности).

Вопросы:

- Что покатаем? (с последующим совершением игровых действий).

- Что стоит? Поставь! (взрослый побуждает малыша к игровым действиям).

Затем проводится игра «Чудесный мешочек» : в мешочке находятся шарик, кубик, бутылочка, пирамидка, расческа, мелкие пластмассовые игрушки. Инструкции:

- Найди шарик (кубик).

- Какой шарик (кубик) нашел?

- Найди большой (маленький) шарик (кубик).

Задание 2.

Цель: учить ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию.

Игра «Найди пару» : звучащие коробочки произвольно расположены на столе. Взрослый предлагает разобрать их по парам, одинаково звучащим.

Задание 3.

Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, побуждать к произвольному звукоподражанию, развивать внимание и память.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям.

Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, па-ровозик, волк, используя звукоподражание, называет их («у - у», «а - а», «уа - уа»).

Затем Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывает парные картинки друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).

Игра «Что пропало?» : взрослый убирает одну из картинок и просит назвать ее, используя звукоподражание.

Вопросы:

- Кто ушел? ( кукла: «Уа - уа!»)

- Что улетело? ( самолет: «У - у - у!»)

- Кто убежал? ( волк: «У - у - у!»)

Занятие № 23.

Задание 1.

Цель: развивать моторику руки.

Упражнение проводится в тазике с водой. Взрослый предлагает опустить кисти рук в воду, сжать пальцы в кулак («поймать капельки», затем стряхивать водичку, энергичным движением раскрывая ладонь над тазиком.

Усложнение за счет использования тазиков с холодной и теплой водой.

Задание 2.

Цель: учить выделять красный цвет предметов по слову.

Игра «Построим забор» проводится с использованием счетных палочек основных цветов (красного, желтого, зеленого, синего). Ребенку предлагается построить забор из палочек красного цвета. Палочки выкладываются на столе, в качестве опорной линии (земли, на которой выстраивается забор, можно использовать длинную деревянную линейку.

Предлагаемые инструкции:

- Выбери все красные палочки.

- Построй из палочек красный забор.

Если позволяют произносительные возможности ребенка, по окончании работы необходимо уточнить, какие палочки брал (а, какой забор построил (а).

Выбор цвета используемых в игре палочек зависит от возможностей ребенка.

Задание 3.

Цель: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.

Игра «Зайка».

Взрослый читает стихотворный текст:

Зайке холодно сидеть, надо лапоньки погреть. (дует на руки ребенка,

сложенные лодочкой, теплой

струей воздуха)

Лапку заинька обжег. На нее подуй, дружок. (дует на руки ребенка, используя

холодную струю воздуха)

Занятие № 24.

Задание 1.

Цель: учить ребенка контролировать ощущения собственного тела, воспроизводить

заданную позу по показу

Игра «Зеркало»(«Обезьянки») : взрослый предлагает ребенку стать «зеркалом» («обезьянкой») и повторять позы, ему предлагаемые:

Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой.

Повторяй-ка все за мной.

Взрослый стоит в положении «руки в стороны»; «руки наверху», «одна рука вперед, другая - на голову» и т. п.

Задание 2.

Цель: учить произвольному, ритмичному, нараспев произнесению цепочки гласных звуков: «а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и».

Игра «Положим спать» (проводится с игрушками) :

- на звук «а» укладываем спать куклу:

- на звук «у» укачиваем бычка:

- на звук «о» укачиваем мишку:

- на звук «и" укладываем мышку:

Задание 3.

Цель: формировать носовой вдох.

Кукла-куколка, бай-бай,

Спи спокойно, засыпай:

«А-а, а-а, а-а».

На кроватке спит бычок,

Он улегся на бочок:

«У-у, у-у, у-у».

Мишка - мишенька, бай-бай,

Спи спокойно, засыпай:

«О - о, о - о, о - о».

Захотела мышка спать

И полезла под кровать:

«И -и, и - и, и - и».

Игра «Ароматные коробочки».

Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки).

Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей.

А. " Парные коробочки» : ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из свое-го набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.

Б. «Поставь по порядку» : коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: «Поставь сначала еловую коробочку, потом апельсиновую».

Усложнение за счет увеличения количества коробочек.

Публикации по теме:

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Действия» Уважаемые коллеги! Я с удовольствием продолжаю работу над информационным проектом. И начинаю новый раздел – ГЛАГОЛ. Говорить, сегодня мы.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Наречие» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новый раздел в работе над развитием речи. Называется он «НАРЕЧИЕ». Ребенок очень часто использует.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное» Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальной школе у ребенка могут возникнуть трудности, особенно в изучении русского языка.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Я придумал слово» Уважаемые коллеги! Продолжаю работу над информационным проектом для создания дидактического материала по лексическим темам. Предлагаю вашему.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Один — много» Уважаемые коллеги! Предлагаю вам расширить раздел «Существительное», и добавить к нему тему «Один – много». Начиная говорить, ребенок с.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Падежи» Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами продолжим рассматривать раздел «Существительное», но добавим к нему одно слово. И это слово ПАДЕЖИ.

Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно»Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно» Я работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В своей работе часто использую различные дидактические игры, которые делаю сама.

Лэпбук «Учимся говорить правильно»Лэпбук «Учимся говорить правильно» Лэпбук «Учимся говорить правильно" – папка, в которой собраны игры по развитию речи для детей средней группы. Страница 1 Дидактическая.

Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя» Часть II В русском языке есть очень много слов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Понимание этого нужно обязательно.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Учимся говорить». Комплекс занятий с неговорящими детьми. 2 часть
Опубликовано: 19 января 2022 в 13:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Учимся говорить». Комплекс занятий с неговорящими детьми. 2 часть» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Линейцева (УИ 2224190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД