Аноним
Учим дошкольников ориентироваться в пространстве и на листе бумаги
▼ Скачать + Заказать документы
К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Здесь вся работа строится на основе выделения парных противоположных понятий: «направо – налево», «вперед – назад» и т. д.
Публикация «Учим дошкольников ориентироваться в пространстве и на листе бумаги» размещена в разделах
Особенно важно, при работе с детьми с ОНР, чтобы пространственные связи и отношения, были отражены в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив, левая, правая, верхняя, нижняя и др. С этой целью проводятся такие игры: «Жучки», «Веселые мышата», «Украсим торт», «Путешествие Лесовичка», «Речевое поле чудес». Последняя игра включает в себя 50 вариантов игры и является прекрасным средством развития и закрепления пространственных представлений.
Также, большую пользу в работе приносят зрительные диктанты. Дети раскладывают палочки, игрушки или создают на листе бумаги (в крупную клетку) в соответствии с образцом и определенном положении различные узоры, буквы, фигуры. Со временем задания постепенно усложняются: увеличивается количество фигур, изменяется характер их расположения. Во время проведения игры дети рассматривают, описывают и воспроизводят образец, позже создают узор под диктовку и, наконец, самостоятельно создают узор и описывают его, что особенно важно для развития речи и автоматизации поставленных звуков.
Детям очень нравятся упражнения на внимание – их я использую на групповых занятиях, как физкультминутки, на которых дети производят движения в указанном направлении, например: «Дотроньтесь правой рукой до левого уха» и т. д.
На занятиях по логоритмике большое внимание уделяется развитию умения передвигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы и бега, а в сочетании с речью усложняется и цель. Используются такие игры как: «По лесной тропинке», «Дорога в детский сад», «Послушные ножки бегут по дорожке» и др.
Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения: «По дороге в магазин», «Дорога в школу». Прежде чем начать игру, составляется план, на котором схематично изображены дома, дороги, растения и направления передвижения. Позже дети самостоятельно составляют подобный план.
При планировании занятий по развитию речи, одной из главных задач является развитие пространственных представлений, так как во время рассказов, пересказов дети используют понятия: «справа», «слева», «между», «из-за», «из-под», «над» без которых, в принципе, невозможен грамматически правильно построенный рассказ.
На занятиях по развитию лексико-грамматических категорий часто предлагаются такие задания, как «Договори словечко» или «Дополни предложение», например, начинается предложение: «Наташа взяла кубик в (правую) руку; Вова подбросил мяч (вверх)» и др.
При обучении детей грамоте, особенно важно, чтобы дети различали правую и левую руки, ведь при печатании букв необходимо правильное направление линий: сверху- вниз, справа- налево, слева- направо, снизу- вверх, находили середину, центр, верхнюю и нижнюю, правую и левую части листа, верхний и нижний углы.
Поэтому развитие пространственных представлений проходит через все формы работы практически на всех занятиях в логопедической группе, и является одной из главных задач как на занятиях по обучению грамоте, так и на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.