Аширова Ульяна
Учебно-методический комплекс по развитию речевого этикета у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Актуальность
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и бучения детей.
Публикация «Учебно-методический комплекс по развитию речевого этикета у старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Старшая группа
- Темочки
Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. К сожалению, в настоящее время речевая среда, которая окружает современного ребенка (речь родителей, педагогов, сверстников) не является эталоном и примером для подражания. Обращение к проблеме речевой культуры общества является в наши дни очень актуальным. Даже на телевидении и радио, в многочисленных газетах и журналах нередко допускаются лексические, орфоэпические, грамматические, стилистические ошибки, употребляются жаргонизмы, лишние, ничего не значащие слова, речевые штампы. В последние годы распространились в речи некоторых людей в несметном количестве не уместные присловья типа «как бы», «на самом деле», «это самое», «так сказать» и др. Они искажают смысл речи, делают ее смешной и уродливой. Наблюдая за тем, как общаются между собой дети, родители этих детей, проблема речевого этикета заинтересовала меня. Как известно, дети очень подражательны, и впитывают информацию как губка. Поэтому возникла потребность разработать учебно-методический комплекс по развитию речевого этикета у старших дошкольников, с целью повысить уровень речевого этикета у детей в своей группе.
Теоретическое обоснование
Проблемой формирования речевого этикета занимались такие исследователи как М. И. Лисина, Л. В. Щерба, а так же В. А. Сухомлинский, который писал: «Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры».
Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Как писал известный русский ученый А. М. Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения – соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета. В широком смысле – это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле – это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, то есть слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, поздравление и некоторые другие.
Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.
Входе наблюдения за детьми я пыталась отследить уровень их общения с педагогами, сверстниками и родителями, с точки зрения речевого этикета и культуры общения в целом. В процессе наблюдения и беседы с детьми я определила критерии, по которым можно выявить уровень культурного общения у детей:
- умение правильно вести диалог (уметь слушать друг друга, не перебивать и пр.);
- уместно употреблять этикетные формулы;
- вежливое обращение к сверстникам, педагогам, родителям;
- культурное поведение в обществе (вежливость, тактичность).
При соотнесении данных критериев и результатов наблюдения и беседы с детьми, оказалось, что развитие речевого этикета детей не отвечает заданным критериям. Чтобы повысить уровень речевой культуры детей я совместно с коллегами своей группы проводила беседы и занятия с детьми по развитию речевого этикета.
Сущность
Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирован комплекс занятий предлагаемый мною.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший - младший, знакомый - незнакомый и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.
Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим.
Предложенные занятия и упражнения носят занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра, типичная форма жизнедеятельности. На занятиях дети должны чувствовать себя достаточно раскованно: свободно говорить, смеяться, двигаться.
Учитывая особенности программы «Сообщество», по которой работает мой детский сад, занятия рассчитаны для разных центров активности (центр книги, изодеятельности, сюжетно – ролевой игры) чтобы дети могли самостоятельно выбрать тот вид деятельности, который им наиболее интересен.
При разработке учебно-методического комплекса я опиралась на методику Н. Е. Богуславской и Н. А. Купиной «Веселый этикет», но данная методика разработана для детей подготовительных групп ДОУ и младших школьников, поэтому я адаптировала ее под старших дошкольников и внесла новые, интересные занятия и беседы.
Комплекс по развитию речевого этикета включает в себя беседы, игровые ситуации и чтение художественной литературы: стихотворения А. Барто «Имя и фамилия», «Шла вчера я по Садовой»; М. Дружинина «Кто знает волшебное слово»; А. Кондратьев «Добрый день»; В. Кривошеев «Доброе утро»; А. Яшин «Я люблю, когда при встрече…»; Г. Остер «Будем знакомы»; С. Маршак «Урок вежливости».
Занятие № 1 «Скажи мне, как тебя зовут!»
Цель: создание доброжелательных отношений, обращаясь, друг к другу по имени, соблюдая правила этикета.
Задачи: научить детей правильно обращаться по имени к сверстникам и взрослым; закрепить знания детей о фамилии, имени, отчестве; подобрать для каждого ребенка ласковые имена.
Описание: педагог с детьми выясняет, что такое имя фамилия и отчество, как нужно обращаться к сверстникам и взрослым; подбирают для каждого ребенка ласковые имена (Юля, Юлечка, Юляша и др.); в центре изодеятельности дети из бумаги ромашки и на их лепестках пишут свои ласковые имена; на втором круге дети демонстрируют свои работы и называют друг друга ласково.
Занятие №2 «Добрые приветствия»
Цель: систематизировать знания детей о словах приветствия.
Задачи: познакомить детей со словами приветствия и закрепить их в речи; познакомить с правилами употребления приветствий.
Описание: совместно с педагогом дети выясняют, какие бывают слова приветствия, педагог подчеркивает, что таких слов очень много; с детьми нужно оговорить, как нужно приветствовать сверстников, а как взрослых; предложить детям поиграть с мячом «Кто больше назовет!» (дети передают по кругу мяч и называют слова приветствия). Педагог дает детям понятие слова этикет. Так же можно разыграть ситуации (в гости приходит друг, бабушка, мамина подруга и др.). Дети исполняют игровые роли, учатся правилам употребления приветствий.
Занятие №3 «Игра в гости».
Цель: закрепить знания детей о словах приветствия, дать представлении о формулах знакомства, прощания, благодарности.
Задачи: закреплять в речи детей слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, приглашения в гости.
Описание: педагог ведет беседу с детьми о том как нужно вести себя в гостях, как за столом вести беседу, как принимать гостей, а так ж оговариваются правила поведения за столом. Предложить детям в центре игры поиграть в гости, устроить чаепитие. Во время игры дети соблюдают, оговоренные правила этикета.
Занятие №4 «Книга волшебных слов»
Цель: систематизировать знания детей о словах приветствия, расставания, просьбы, благодарности, комплименты («Волшебные слова»).
Задачи: обогатить активный и пассивный словарь детей «Волшебными словами; помочь детям научиться устанавливать с людьми хорошие, доброжелательные отношения при помощи «Волшебных слов».
Описание: дети совместно с педагогом выясняют, как много «Волшебных слов», какие они красивые и как становится хорошо при их произнесении. Педагог подчеркивает, что слова эти говорить нужно искренно. Человек, использующий добрые слова, называется вежливым и соблюдающим этикет.
Воспитатель предлагает детям в центре грамоты создать собственные книги «Волшебных слов». Дети вписывают в книгу все вежливые слова, которые знают.
Занятие №5 «Поздравление и пожелание».
Цель: соотнести представления о праздничном дне и праздничных словах, ввести в речевой обиход выражения поздравления и пожелания.
Задачи: закрепить в активном словаре детей выражения поздравления и пожелания; дать представления о том, что можно пожелать человеку;
Описание: предложить детям рассказать, какие они знают праздники, что такое праздничная открытка и для чего она нужна. Педагог рассказывает о том, как нужно подписывать открытки и что можно пожелать. Воспитатель подчеркивает, что пожелание должно быть искренним, доброжелательным и корректным. Предложить детям в центре грамоты, на заранее приготовленных открытках, написать поздравления для близких людей.
Занятие №6 «Игра в магазин»
Цель: ознакомить детей с правилами речевого общения в магазине.
Задачи: научить детей правильно делать заказ, поблагодарить; закрепить параметры поведения в общественном месте: сдержанность, умение негромко говорить, не быть резким и грубым.
Описание: воспитатель с детьми беседует на тему того, как нужно вести себя в общественном месте, как правильно сделать заказ в магазине, о том, что нужно благодарить продавца за услуги. Так же необходимо пояснить, как нужно стоять в очереди, кому нужно уступать место в очереди. Научить детей как просить, но не требовать. Предложить детям в центре игры поиграть в магазин. Во время игры дети соблюдают, оговоренные правила этикета.
Используя данную модель игры, можно организовать игры в кафе, парикмахерскую и др.
Занятие №7 «Вежливый разговор по телефону»
Цель: сформировать навыки вежливого разговора по телефону.
Задачи: ввести в активный словарь детей речевые формы телефонного разговора; в процессе игры добиться автоматической реализации в речи ребенка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор.
Описание: побеседовать с детьми о том, как нужно разговаривать по телефону, какие фразы можно использовать, как вести разговор по мобильному телефону в общественном месте. Предложить детям обыграть эти правила при помощи игрушечных телефонов. Дети освоят придметные ситуации: как набрать номер телефона, как пользоваться телефонной трубкой, значение звуковых сигналов.
Беседа «Поведение в общественном транспорте»
Цель: показать ребенку, как принято вести себя в общественном транспорте.
Задачи: дать представление о том, как нужно вести себя в общественном транспорте; сформировать навык речевого общения в транспорте: просьбы и реакции на них, формулы извинения и благодарности, особые формулы вежливости (как уступить место).
Описание: побеседовать о том, что нужно не громко разговаривать, уметь не причинять неудобство тем, кто стоит рядом, не проявлять враждебность, не реагировать на случайную неосторожность пассажира. Кому и как нужно уступить место.
Беседа «Об уступчивости»
Цель: объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.
Задачи: научить детей договариваться и разрешать конфликтные ситуации; ввести в обиход детей речевые формулы, помогающие избежать конфликтов.
Описание: беседуя с детьми об уступчивости важно подчеркнуть, что уступчивость – признак воспитанности, хорошего характера. Обсудить, что старший уступает младшему, сильный – слабому, а мальчик – девочке. Для разрешения конфликтных ситуаций предложить детям контактные этикетные формулы : совет, извинение, согласие, одобрение. Во время конфликта должен быть ровный приветливый тон, спокойный взгляд, не резкие движения и нужно быть уравновешенным.
Опорные понятия: взаимное уважение, доброта, такт и деликатность, взаимопомощь, сопереживание.
Беседа «Речевой этикет в семье»
Цель: познакомить детей с традиционными пожеланиями спокойной ночи и приветствиями, которыми обмениваются утром.
Задачи: показать детям значимость утренних приветствий и пожеланий перед сном; раскрыть значение этих понятий.
Описание: во время беседы ребенок должен понять, что пожелания перед сном и утренние приветствия – это знак внимания и любви к близким, проявление заботы о них.
Результативность
Знакомство с речевым этикетом оказалось занимательной и интересной деятельностью. Дети с удовольствием обыгрывали правила этикета, беседовали о правилах поведения, активно обсуждали проблемы. Старший дошкольный возраст – это то время когда у детей формируются моральные принципы и нравственность, и данный комплекс бесед и игровых упражнений помог мне направить эти формирования в правильное русло. Дети с удовольствием делились с родителями полученными знаниями, а родители стали стремиться соблюдать элементарные правила этикета. В поведении детей стала проявляться вежливость, уступчивость, стремление помочь. Специалисты детского сада отметили, что дети повысили уровень своего общения, что слова приветствия, прощания, извинения стали более разнообразными.
Наблюдая за детьми, я убедилась в том, что учебно-методический комплекс по развитию речевого этикета поднял культурное общение детей на более высокий уровень: научились правильно вести диалог, уместно употреблять этикетные формулы, вежливо общаться с окружающими. Активный словарь детей, так же значительно расширился.
Практическая значимость
В моем детском саду материал по развитию речевого этикета был незначительным, не систематизированным и проблеме речевого этикета не уделялось должного внимания. Но данный учебно-методический комплекс по развитию речевого этикета, помог решить эту проблему. Многие педагоги моего детского сада стали использовать данный комплекс в своей работе. Так же мой опыт может использоваться и в работе по другим образовательным программам ДОУ.
Список литературы
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозайка-Синтез, 1999.
2. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «АРТ ЛТД», 1998.
3. Вовк Г. Культура приветствия. // Дошкольное воспитание, 2003 № 10.
4. Зуева Л. Н. Думай – говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников : Книга для воспитателей детского сада и логопедов. - М. : Просвещение, 1996.
5. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых: Учебное пособие. – М. : Академия, 2001.
6. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Спб. : Союз, 2004
7. Ломакина Т. Культура поведения, культура речи, речевой этикет. // Дошкольное воспитание, 2003 № 8.
8. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : Институт Психотерапии, 2001.
9. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речевого этикета : Книга для воспитателя, 1998.