Алмагуль Исенгулова
«Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по экологии.
«Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста»
Здравствуйте уважаемые коллеги!.
(Слайд №1)
Позвольте мне, представить Вашему вниманию опыт работы на тему : «Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста»
(Слайд №2)
Публикация «„Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.
В. А. Сухомлинский
(Слайд №3)
В своей профессии я делаю первые, но уже уверенные и сознательные шаги человека, который знает в каком направлении двигаться. Эта работа открыла для меня огромный простор для саморазвития в профессиональном плане. В нашем детском саду создана благоприятная среда для саморазвития педагогов.
Моя педагогическая тема самообразования «Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста»
(Слайд№4)
Актуальность поднимаемой мной темы заключается в том, что в настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышения уровня экологической воспитанности дошкольников. Создание экологических макетов, решает эту проблему, так как стержнем такой формы работы является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир.
Слайд№5 (цель)
Приступая работать по этой теме, я поставила перед собой цель –
Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи: Задачи
1. Развить познавательную активность и устойчивый интерес к объектам и явлениям окружающего мира.
2. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;
3. Воспитывать совместно с родителями у детей эмоционально- положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.
4. Активизировать творческие возможности каждого дошкольника посредством знакомства с экосредой;
5. Провести заключительное мероприятие и организовать выставку экологических макетов.
Слайд № 6
Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования.
В своей работе использую следующие принципы экологического образования дошкольников :
Слайд№7
Основным принципом экологических знаний является принцип научности. В экологическом образовании принцип научности предполагает знакомство с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ мировоззрения и экологического сознания.
Слайд №8
Доступность:
Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
Слайд№9
Гуманистичность
Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. Личным примером, словом и делом я формирую у детей представления о природе, как величайшей ценности, развиваю понятие ее неповторимости, руководствуясь принципом «Не навреди».
Слайд № 10
Интеграция
Я стараюсь дать экологические знания с точки зрения всестороннего развития личности ребенка, соприкасаясь со всеми областями развития.
Слайд№11
Системность
Системность включает формирование у ребенка систему знаний и организации системы различных видов детской деятельности. В экологическом образовании важна последовательность усвоения знаний.
Слайд№12
Преемственность
Принципиальная особенность системы экологического образования – это преемственность всех ее звеньев. Я стараюсь сохранить преемственность с детьми, используя разные формы работы.
Слайд №13
Занятия по развитию речи
Занятия по ручному труду, конструирование и лепка
Наблюдение за растительным и животным миром.
Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок
Дидактические, подвижные игры
Сюжетно – ролевые игры, режиссерские, показ настольного театра
Занятия по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью
Слайд№14 (развивающая среда)
При использовании таких форм и методов, стараюсь раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её. Первое, что я сделала, это начала
создавать развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы. Для обогащения детских знаний использую большое количество настольно – печатных игр. Изготовила и систематизировала дидактические игры и пособия экологического содержания: «Кто это?», «Кто что ест», «Кто, где живет?», «Кому нужна вода?» и т. д
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Слайд №14 (Природный уголок)
В моей групповой комнате оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, мини огород, природный материал, мини библиотека,календарь природы,экологические макеты.
Слайд №15-16 (макеты)
Для познавательной, эстетической, обучающей деятельности мы создали макеты :
Слайд №17
Макет «Ферма»
Знакомя детей с домашними животными был изготовлен макет «Ферма»,который применила на познавательных занятиях, в дидактических играх, таких как: «Найди и назови», «Кто где живет»
Слайд№18
Макет «Лес».
Этот макет помогает расширять кругозор, наглядно представлять среду обитания животных, формировать целостную картину мира. При этом побуждается интерес и любовь к животным. Эффективно был использован в дидактических играх «Животные заблудились» «Кто живет в лесу» «Угадай,кто» «Кто чем питается». У детей повысился интерес к играм познавательного содержания.
Слайд№19
Макет «Степь».
Огромный интерес у детей вызывает макет «Степь». Его населяют насекомые, которые подобраны в соответствии с возрастом детей. Дети с большим желанием и удовольствием играют с насекомыми, закрепляя при этом названия растений и других объектов биоценоза (муравейник, нора, трава, цветущие растения). Игры и занятия с применением данного макета проходили интереснее, увлекательнее, вызвали у детей положительный эмоциональный отклик.
Слайд№20
Макет «Озеро»
Макет в наглядной форме помог детям освоить связи живой и неживой природы; образе жизни перелётных птиц; зависимости строения тела от среды обитания и питания. Макет «Озеро» постоянно обновляется детьми, заселяясь новыми животными, растениями, насекомыми, которым так важен для жизни и существования.
Слайд№21
Макет «Доисторический».
Знакомит детей с древними обитателями планеты, их многообразием,» видами.
Слайд№22
Макета «Север».
Его можно использовать и в познавательной, и в игровой деятельности. Например, можно с его помощью провести дидактические игры: «Кого не стало», «Опиши, мы отгадаем» Дети с удовольствием используют его в сюжетно-ролевых играх. Меняя сюжет, можно составлять различные рассказы.
Слайд№23
Макет «Африка»
Ребята наглядно могут видеть среду обитания хищных и травоядных животных, рептилий и насекомых.
Слайд№24
Большое значение в экологическом воспитании имеют занятия по окружающему миру. В процессе работы с детьми заметила, что они в ходе конкретных занятий легко усваивают связи между различными природными явлениями.
Слайд №25
Решая программные задачи по экологическому воспитанию и созданию творческих макетов, на занятиях с детьми недостаточно времени отводится игре. Очень важным звеном в работе с макетами является игровая деятельность на макетах такая как режиссерская и сюжетно—ролевая игра. В процессе таких игр у детей развивается умение фантазировать, сочинять, возникают разнообразные игровые замыслы. Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. Все объекты: звери насекомые, земноводные, паукообразные не прикреплены к макетам,дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета.
Слайд №26
Занятия по развитию речи помогли дошкольникам освоить основные термины и определения растительного и животного мира.
Слайд №27
Ручной труд как еще один способ воспитания любознательности у детей, формирования познавательного интереса, развития мелкой моторики, наблюдательности, мыслительной деятельности в процессе создания макета.
Слайд №28 (мини-библиотека)
Мы создали мини-библиотеку. Здесь у нас собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки использую на занятиях, тематических чтениях, а также при создании макетов. Часто с детьми разучиваем стихи о природе известных наших поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других.
Слайд №29
Показ настольного театра с помощью экологических макетов приобщил их к театру, произвел на них сильное впечатление. Игрушки оживали, начинали говорить, переносили детей в увлекательный сказочный мир.
В группе на макете дети уже самостоятельно стали показывать сказки, придумывали и обыгрывали новые сюжеты. Показ сказок на макете обогатил восприятие детей впечатлениями. При самостоятельном показе у них стала проявляться творческая фантазия и выдумка. Сказки объединили детей, учили играть коллективно. С большим удовольствием дети обыгрывали знакомые сказки: «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок».
Слайд №30
(Формы работы с родителями)
Экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей. Так как работа с родителями является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя.
Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Слайд№31 (Результаты моей работы)
Все представленные макеты используются для закрепления полученных знаний в повседневной жизни детей.
С помощью них мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определенных условиях жизни. удовлетворяющие их потребностям. Дети любят макеты за многофункциональность, красочность. привлекательность.
В заключении хочется напомнить всем пословицу: «Скажи мне –и я забуду, покажи мне –и я запомню,вовлеки меня –и я пойму».Используемые нами экологические макеты являются тем самым средством вовлечения,которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой,вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.
Слайд№32 (Перспектива на будущее)
В будущем планирую создать совместный проект «дети – воспитатели -родители» : «Земля – наш общий дом».
Слайд№33 (Публикации)
Как результатом своей работы имеются публикации на сайтах:
-maam.ru
-дет сад МБДОУ «Теремок» :teremok56.ru
Слайд№34 (Мои достижения)
За участие в конкурсах и за публикации получены сертификаты и грамоты.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Слайд№35 (Спасибо за внимание)