Шевченко Олеся
«Творческие игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческие игры.
Творческий характер игр имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности- как никакая другая деятельность, игра развивает ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизацию.
Творческая игра- связывающее звено между знаниями детей и их отношением к познаваемому- это деятельность, во время которой дети в воображаемой ситуации воспроизводят деяния взрослых, их отношения, используя при этом игрушки, предметы, заменяющие орудия труда и т. Посредством игровых действий ребята стремятся удовлетворить активны интерес к окружающей жизни и создают при этом, как бы перевоплощаясь, свои комбинации различных жизненных ситуаций.
Публикация «„Творческие игры“» размещена в разделах
Детям дошкольного возраста свойственна потребность образного осмысления событий, фактов, явлений. Эту потребность они с удовольствием удовлетворяют в творческой игре. И не ограничиваются просто отображением увиденного. В игре ребята воплощают свои стремления, отношения, мечты и делают это искренне и даже с воодушевлением. В этом и проявляется творчество.
Продуктом творчества выступает замысел игры. Богатство замысла и эффективность средств его воплощения зависят от наличия у детей жизненных наблюдений, дополненных литературно- художественными образами.
Наблюдения з действительностью в сочетании с художественными образами помогают детям идти от подражания к творческому воспроизведению жизни. Своеобразные мотивы такого творчества- это, прежде всего, стремление выразить свои впечатления, переживания, освоить их в деятельности. А для этого необходимы яркие, волнующие, эмоциональные впечатления.
Однако появление замысла ещё не говорит о том, что дети способны самостоятельно обдумать способ его осуществления. Именно этому способу детей следует учить. Яркие впечатления и большая увлечённость темой при отсутствии необходимых навыков и умений планирования своей работы не дают возможности осуществить замысел игры.
Труден ли этот процесс обучения для воспитателя? Полагаем, что нет. Педагогически целесообразно сочетать различные приёмы руководства, чётко варьировать их и учитывать интересы детей, особенности коллектива. Однако анализ календарных планов воспитательно - образовательной работы показывает,
что педагоги планируют в основном сюжетно- ролевые игры и упускают из виду развивающую роль строительно-конструктивных игр и игр- драматизаций;
что не выдерживается логическая последовательность планирования больших, как говорят воспитатели, сквозных игр;
что почти не прослеживается единая линия педагогического воздействия на творческие игры в течении года;
что упускается планирование приёма косвенного воздействия на творческие игры (за исключением приёма «внесение атрибутов»).
Правда, продуманно планируют индивидуальную работу с детьми в процессе руководства творческими играми. Следовательно, чётко выполняются задачи нравственного воспитания детей. Но в то же время не уделяют внимания воспитательной функции игры; в календарных планах центральным звеном выступает не игра, а занятия; слабо отражается связь игры с другими видами деятельности.
Разумеется. Педагоги знают приёмы руководства творческими играми, понимают их значение в развитии детей, широко используют разные атрибуты. Много внимания уделяют их изготовлению. И тому свидетельство- наши многочисленные беседы. Однако наблюдения показали. Что в младших группах превалирует приём ролевого участия в игре, а в старших- воспитатели редко используют приём участия в выборе игры : дети затрудняются наметить план действий, подготовить необходимый материал. Игра начинается как бы с ходу. Ребята договариваются о теме, распределяют роли и начинают их разыгрывать. А сюжет игры или намечается по ходу. Или вовсе не обговаривается. Поэтому и ролевые действия не всегда согласованны, нарушается логика творческого воссоздания жизненно мотивированных связей: играющие дети часто пересекают ролевые и реальные отношения, выражают своё не согласие, недовольство партнёрами, отвлекаются от цели и неполно воплощают замысел.
Воспитатель должен развивать целенаправленность игровой деятельности. Тогда уже в средней группе скажутся результаты: дети в игре будут идти от мысли к действию. Намечать цель. Настойчиво осуществлять замысел.
Руководство творческими играми- процесс многообразный и сложный. Он требует от воспитателя разнообразных приёмов педагогического руководства. И только тогда игра станет эффективным средством воспитания.