Лидия Шатских
«Твой первый выход — артист». Проектная деятельность в рамках театрализации
▼ Скачать + Заказать документы
Сфера искусства - это пространство, способствующее формированию социально-эстетической активной личности. По мнению современных ученых, раскрытию личностных качеств ребенка и его самореализации наиболее эффективно способствует синтез искусств. И именно театр представляет собой гармоничный комплекс из музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, что создает благоприятные условия для воспитания целостной одаренной личности. Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса и увлечённости, как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Совместная творческая деятельность с использованием театра превращается в прекрасную возможность реализовать, показать себя всем её участникам, независимо от возраста.
Публикация «„Твой первый выход — артист“, Проектная деятельность в рамках театрализации» размещена в разделах
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В нашем детском саду ежегодно организуется проектная деятельность в рамках театрализации. Темы проектов меняются, но есть неизменные формы и методы работы с детьми, апробированные педагогами и специалистами нашего детского сада. Педагоги ведут планомерную работу по развитию творческой инициативы и театрально-игрового взаимодействия детей.
Для достижения положительного результата решаются следующие задачи:
- формирование познавательного интереса к сценическому искусству, последовательное знакомство детей с видами театра, воспитание театральной культуры дошкольников;
- развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения (умения перевоплощаться, снижение зажатости и скованности;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма, пластической выразительности (умения пользоваться жестами, мимикой, создавать образы живых существ с помощью пластических движений);
- развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции, выразительности речи и интонации (развивать умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства).
В процессе реализации проектов используются такие формы работы с детьми как:
• чтение и совместный анализ сказок, сочинение сказок;
• работа над спектаклем;
• ритмопластика;
• культура и техника речи;
• рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий;
• пантомимические этюды и упражнения;
• дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры;
• разучивание стихов, басен, чистоговорок.
Существуют правила работы с детьми:
• осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний;
• начинать с простого, чтобы вселить уверенность в свои силы, дать возможность почувствовать результат;
• побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение;
• прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.
• при неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, поэтому нужно использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.
Развивающая деятельность проекта включает приемы, соответствующие дошкольному возрасту детей:
1. Слушание и проигрывание коротких сказок, басен и стихотворений позволяет раскрыть перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, затем творчески отображают через героев происходящие в ней события. Придумывают свое содержание к знакомой сказке. Разыгрывают ситуацию собственного сочинения. Данный метод даёт возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Например, с детьми старшего дошкольного возраста разыгрываются такие этические произведения, как стихотворение «Поссорились» А. Кузнецова, «Прятки» З. Александровой, басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», «Волшебный сон» И. Выготской, «Тузик» А. Прокофьева, сказок «Красная шапочка» Ш. Перро, русской народной сказки «Теремок».
2. Творческие задания направлены на разыгрывание жизненных ситуаций, формирующих положительный образ героев. Детям предлагается выполнить различные творческие задания, например:
- покажите, как папа дарит маме цветы, говорит ей приятные слова;
- задания - этюды: «Покажи вкус яблока», «Вкусные конфеты» «Цветы», «Изобрази, что в шкатулке», пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?», «Превращения предмета», «Как из мамы -Золушки сделать маму-Принцессу» и другие.
3. Задания по ритмопластике помогают понять характер каждого изображаемого героя: дети любят выполнять упражнения: «Медведи в клетке», где нужно изобразить движения мамы-медведицы и маленьких глупых медвежат. «Птичий дворик» - движения разных птиц. В сказке «Зайчик и ежик», Зайчик – добрый герой, и его надо играть весело, задорно. Ежик – труженик. Он ходит медленно; он очень ласковый, всех угощает яблоком или ягодами. В упражнении «Встретим солнце» дети понимают, что если солнце на небе – это всегда хорошо, у всех на земле замечательное настроение. Ему навстречу нужно широко расставить руки, раскрыть глаза и улыбнуться. Дети с удовольствием выполняют упражнения для рук, ведь руки – главный орган движения с точки зрения актера. Они могут многое рассказать зрителям: «Угадай, что я сказал руками?», «Изобрази плавники рыбы, волны, лепестки цветка и т. д.», «Расскажи стихи руками», «Заколдованный ребенок» (показать жестами различные предметы и явления»
4. Музыкально-ритмические импровизации: Например: «Осенние листья», «Плывут облака», «Бабочки». При исполнении импровизаций используются музыкальные отрывки произведений Д. Кабалевского «Мотылек», Э. Грига «Утро», М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке», вальсы, марши и другие музыкальные мелодии, располагающие к движению, раскрепощению.
5. Театральные игры бывают разные. Целью театральных игр является развитие внимания, фантазии, наблюдательности, формирование умения выражать свои эмоции, перевоплощаться в образы героев, развивать чистоту речи, ритмичность, культуру диалога. Например: театральная игра «Одно и то же по-разному» развивает воображение и фантазию детей, ведь одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному: «Изобрази, как можно сидеть… у телевизора дома, или в кабинете врача, или с удочкой на берегу реки, или за шахматной доской». Игры «День рождения», «Поварята» предполагают действия с воображаемыми предметами. Дети очень любят изображать из себя животных и птиц, героев знакомых сказок и, даже, овощи и фрукты или различные блюда и кушанья.
6. Метод сказкотерапии используется для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Пугало» или «Карабас-Барабас», педагог спрашивает у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагается детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисуют те предметы, которых они боятся -змей, собак, пауков. Что бы страх ушел, нужно смять листок бумаги с рисунком в комочек и выбросить. Так уходит Страх.
7. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях используем театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых и уверенных в себе, робких и смелых героев: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе». В играх на развитие мимики и пантомимики можно предложить детям карточку с изображением сказочного героя и показать: как ходит этот герой сказки, как он садится на стул, как умывается и чистит зубы, как играет на пианино, как ест свое любимое блюдо.
8. Метод обратной связи направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, сказок высказывание своих впечатлений, проигрывание настроений героев.
Темы бесед и обсуждение правил этикета понятны и интересны детям: «Поступай с другими так, как хотел бы ты, что бы поступали с тобой», «Все профессии - важны, все профессии – нужны», «Чистота – лучшая красота».