Елена Дуброва
Выступление на заседании методического объединения «Трудовое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания
А. С. Макаренко.
Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
Публикация «Выступление на заседании методического объединения „Трудовое воспитание“» размещена в разделах
Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте — игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру.
Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями — здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.
Намечая последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности.
В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки — умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
Образовательная область «Труд»
Основные цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
• Развитие трудовой деятельности;
• Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
• Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
Развитие трудовой деятельности.
Самообслуживание. Совершенствование умения самостоятельно одеваться, раздеваться; аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать).
Воспитание у дошкольников стремления быть всегда аккуратными, опрятными.
Формирование умения самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисование, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисточки, протирать стол и т. д.).
Хозяйственно-бытовой труд. Формирование умения самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки; мыть игрушки.
В весенний и осенний периоды приучение детей вместе с воспитателем убирать на участке мусор, в зимний период расчищать снег.
Формирование умения самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Труд в природе. Закрепление умения поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).
Приобщение детей к подкормке зимующих птиц.
Приучение детей к работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая).
Формирование стремления помогать, воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Развитие умения выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
Формирование умения договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
Формирование предпосылок ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Разъяснение детям значимости их труда.
Поощрение инициативы дошкольников в оказании помощи товарища, взрослым.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
Расширение представлений дошкольников о труде взрослых, о разных профессиях.
Продолжение знакомства с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач).
Формирование интереса к профессиям родителей, подчеркивание значимости их труда.
Воспитывать у детей умение и желание трудиться можно, соблюдая некоторые важные педагогические требования.
Необходимо, чтоб родители тоже понимали, что их добросовестное отношение к своим собственным трудовым обязанностям, уважение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, постоянное воздействие примера взрослых — это для ребенка важный побудительный стимул. Видя, как работают старшие, он с радостью примет участие в уборке помещения, в стирке, приготовлении пищи, в различных работах в саду, на огороде.
Необходимо создать условия для детского труда. В режиме дня отведите для трудовых занятий специальное время. Позаботьтесь о том, чтобы у детей было оборудование, соответствующее их силам и возможностям (лопатки, грабли, лейки и другое оборудование — для труда в природе; молотки, клещи, ножницы).
Не забудьте о надлежащих гигиенических условиях: помещение хорошенько проветрите, посмотрите, правильно ли освещено рабочее место ребенка, удобно ли ему.
Только тогда дети полюбят труд, если сопутствует ему оптимистическое настроение, если радует, как сам процесс труда, так и его результаты. Это в значительной степени зависит от умения воспитателя и родителей вовремя поощрить ребенка, помочь в том случае, если он испытывает затруднения, предложить еще раз попытаться сделать, если ясно, что ребенок не приложил необходимых усилий.
В детском саду дети трудятся вместе. Поэтому дома тоже необходимо создать условия для совместной работы нескольких детей или родителей и ребенка. В общем труде крепнут дружеские связи между детьми, возникает желание помогать друг другу; легче предупредить развитие таких отрицательных качеств, как хвастовство, лень, эгоизм.
В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе).
Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим.
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский.