Любовь Щипачёва
«Трудные родители». Работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная оценка инвалидности как ограничения возможностей ставит семью в условия хронической психотравмирующей ситуации. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития детей данной категории очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Благоприятный психологический климат зависит не только от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранения активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. В этой связи семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке специалистов. Существует несколько определений социального института семьи, одно из них звучит следующим образом. Семья - основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.
Все семьи проходят определённые этапы своего развития. На каждом из них функции родителей и детей постоянно меняются в зависимости от периода становления и развития семьи. Рассмотрим их на каждом этапе.
Первый этап: «Формирования семьи»
Родительские функции : осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих; развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства; налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны; распределение времени между домом и работой; выработка порядка принятия решений, удовлетворяющих обе стороны; беседы между супругами о будущем семьи.
Функции ребенка: -
Второй этап: «Семья, ждущая ребенка, семья с младенцем»
Родительские функции : привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; адаптация к новой жизни, связанной с появлением ребенка; создание в семье атмосферы, благоприятной для ее членов и ребенка; забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей.
Функции ребенка: ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками простейшего социального взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук и глаз; нахождение удобного ритма смены покоя и действия; овладение словами, короткими фразами, речью.
Третий этап: «Семья с ребенком дошкольного возраста»
Родительские функции : развитие интересов и потребностей ребенка; преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд; поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи; привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным затратам; распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях; поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, беседы о будущих детях; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье; развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнение ими новой роли; сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи); выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей.
Функции ребенка: преодоление противоречия между желанием быть с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов); проявление интереса к друзьям, играм; стремление быть похожим на маму и папу.
Четвё ртый этап: «Семья школьника»
Родительские функции : воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность); забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с родителями других школьников.
Функции ребенка: получение навыков, необходимых для школьного образования; стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи; постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают; включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность; знакомство с правилами поведения, моралью группы; расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко излагать свои мысли; осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.
Пятый этап: «Семья с ребенком старшего школьного возраста»
Родительские функции : передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, определение обязанностей и разделение ответственности между членами; поддержка открытости между разными поколениями в семье; воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, собственном примере – взрослого мужчины, любящего супруга, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены, матери); понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Функции ребенка: положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям; уточнение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстниками противоположного пола, созданию семьи; постепенное формирование собственного мировоззрения.
Шестой этап: «Семья со взрослым ребенком, входящим в мир»
Родительские функции : отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним; внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки; создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.
Функции ребенка: осознание своего положения как положения самостоятельного человека, способного отвечать за свои поступки; создание прочных и в то же время гибких и приемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.
Восьмой этап: «Семья среднего возраста («пустое гнездо»)»
Родительские функции : обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим изменениям; творческое, радостное использование большого количества свободного времени; укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки).
Функции ребенка: -
Восьмая стадия: «Постаревшая» семья
Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовка к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить оставшиеся годы.
Функции ребенка: наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; материальная и духовная помощь им; подготовка к окончательному уходу родителей; подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки).
Первый период связан с осознанием того, что ребёнок болен, с получением точного диагноза, эмоциональным привыканием, информированием других членов семьи о случившемся. Первыми реакциями семьи на диагноз врачей могут быть шок, невротические реакции, разочарование, депрессия, поиски виновных в случившемся, после чего семья переживает стадию активизации своих ресурсов для разрешения возникшей критической ситуации, затем постепенно развивается привыкание.
Второй период определяется спецификой развития ребёнка в первые годы жизни. Хронический или эпизодический характер отклонений в развитии ребёнка, их тип и степень выраженности, реакция семьи на них могут иметь определяющее значение в формировании семейных взаимоотношений и поведения. В этот период семейный кризис углубляется значительными финансовыми и временными затратами на услуги, необходимые ребёнку, осознанием того, что интересы нашего общества часто не согласуются с интересами семей, имеющих детей с проблемами в развитии.
Третий период связан с поступлением ребёнка в школу, определением вида образовательного учреждения и формы обучения, переживание реакций сверстников, хлопоты по устройству внешкольной деятельности сына или дочери.
Четвёртый период начинается с переходом ребёнка в подростковый возраст. Семья привыкает к хронической природе заболевания: возникают проблемы, связанные с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отчуждением, профориентацией, планированием будущей занятости ребёнка. Это время может оказаться наполненным болезненными напоминаниями о том, что подростку не удаётся успешно завершить переход в следующий этап жизненного цикла, - он продолжает оставаться зависимым от своих родителей.
Пятый период семейных сложностей – начало взрослой жизни, в которой ярко переживается дезадаптация члена семьи с ограниченными возможностями здоровья; принятие решения о подходящем месте обучения или проживания повзрослевшего ребёнка. Не в полной мере обнадёживающая перспектива занятости лиц данной категории и недостаточные ресурсы для их самостоятельного проживания оставляют семье небольшой выбор альтернатив и вызывают глубокую озабоченность и тревогу в этот период.
Шестой период развития семейных отношений – взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение ребёнка жильём, работой, организация его досуга, доступность медицинской помощи, социальное обслуживание интересует и беспокоит родителей