Елена Подольская
Консультация «Трудные дети» дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Особенности общения с «трудными»дошкольниками.
Существует несколько типов так называемых «трудных» детей.
Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны чрезмерная активность, суетливость, неорганизованность. Поэтому они:
• охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но быстро теряют интерес к ней;
• они с трудом соблюдают правила игры, не могут долгое время заниматься одним делом;
• с трудом слушают взрослого, отвлекаются, на занятии могут громко разговаривать;
Публикация «Консультация „Трудные дети“ дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
• могут знать правила поведения, но не выполнять их («Я так хочу»).
В то же время следует сказать, что интеллектуальный уровень и творческая активность таких детей могут быть достаточно высокими. Основной проблемой этих детей являются неразвитость произвольности, неспособность сдерживать свои возникающие желания.
Заторможенные, пассивные дети спокойны и усидчивы. Дисциплину они не нарушают и никому не мешают, спокойно выполняют поручения взрослого, соблюдают правила поведения в быту и на занятиях. Но за этой покорностью и спокойствием скрывается отсутствие интереса к окружающему миру: к игре, предметам, самостоятельной деятельности.
Участвуя в играх наравне со всеми, но не проявляя к ним интереса и эмоциональности, они редко и тихо говорят, от них трудно добиться развернутого ответа. Предложения взрослого такие дети обычно легко принимают, ни от чего не отказываются, но при этом инициативы не проявляют: их внимание обычно сосредоточено на взрослом, от которого они ждут указаний и инструкций.
Несмотря на покорность таких детей, общаться с ними трудно, так как хоть они и не возражают взрослым, но и не высказывают своей точки зрения, никак не проявляют себя.
Процесс развития диалога, контакта, коммуникации, начиная с рождения и заканчивая поступлением в школу.
Как правило, это длительный, непрерывный процесс, включающий в себя стили, формы общения, а также адресность общения (общение ребенка внутри семьи, со взрослыми, со сверстниками).
Рассмотрим каждую составляющую общения более детально. Формы общения ребят зависят напрямую от их возраста. Современная психология выделяет четыре формы:
Ситуативно-личностная (с рождения до шести месяцев) : примерно с 1 месяца малыш начинает поворачивать голову на звук, с 1,5 месяцев улыбаться, а с 3-4 месяцев улыбаться в ответ на улыбку родителей. Это первые проявления общения: ребенок отвечает на звуки и мимику родителей (тех людей, к которым он привык и хорошо знает).
Ситуативно-деловая (с полугода до двух лет) : в этом возрасте родитель является образцом для ребенка, помощником, наставником. В любой форме деятельности ребенка он требует присутствия взрослого, его соучастия.
Внеситуативно-познавательная (с двух до пяти лет) : специфика данного периода (младшего и среднего дошкольного возраста) заключается в том, что ребенок созрел для общения со взрослыми и отчасти сверстниками. Ребенок тянется ко взрослому, что проявляется и в играх, и в попытках помогать по дому, копировать действия взрослых. Если ребенок посещает детский сад, то в этом возрасте роль воспитателя также является первостепенной (ребенок пытается заслужить похвалу, приносит подарки воспитателю). В этом возрасте ребенка можно назвать «почемучкой», т. к. он постоянно задает вопросы об окружающем мире, явлениях природы, т. е. у него возрастают потребности в познавании.
Внеситуативно-личностная (возраст шести-семи лет) : основным средством общения выступает речь, которая позволяет малышу передать, а главное получить необходимую информацию. У детей старшего дошкольного возраста начинают вырабатываться первые навыки коллективного общения, командных игр, сотрудничества. Это высшая степень общения ребенка дошкольного возраста.
2. Типичные проблемы дошкольника и их коррекция.
1. Соответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме. Проблема может выступить как общее снижение уровня развития относительно нормы, так и в парциальной форме — трудности в речевом развитии, плохие память и внимание, дефекты пространственной ориентировки и т. д.
2. Готовность к школьному обучению. Проблема может возникнуть в связи с принятием родителями решения о возможности обучения ребенка в школе с шести лет либо в связи с неуверенностью родителей в успешности школьного обучения и желанием получить соответствующие рекомендации по подготовке ребенка к школе.
3. Негативные тенденции личностного развития. Коммуникативные проблемы. Причиной обращения служат, как правило, трудности общения с родителями и воспитателями («упрямство», «непослушание» «ложь» и пр.) либо трудности общения ребенка со сверстниками, включая братьев и сестер ребенка. В последнем случае типичными являются жалобы родителей на чрезмерную агрессивность и конфликты ребенка с сибсами или, напротив, на «робость», «боязливость», «застенчивость» в общении со сверстниками в детском саду. Неорганизованность поведения ребенка, включающая в себя недостаточную целенаправленность деятельности, неумение ребенка планировать, регулировать и оценивать свои действия. Запросы родителей содержат выражения: «неумение сосредоточиться», «небрежность», «неаккуратность», «невнимательность» и т. д. Нередко конфликты ребенка с родителями, выступающие в форме непослушания, истинной психологической подоплекой имеют низкий уровень произвольной регуляции деятельности и должны быть отнесены в первую очередь к психологическим проблемам организованности поведения.
4. Адаптация ребенка к дошкольным детским учреждениям либо резкое изменение ближайшего социального окружения.
Коррекция умственного развития:
- развития восприятия и сенсорных способностей. Задачи: формирование адекватного восприятия формы предмета, константности формы и величины предмета, способности к зрительной оценке пропорций, восприятия музыкального ритма.
Средства: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность.
- наглядно-образного мышления и знаково-символической функции. Задачи: развитие познавательных мотивов; формирование умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач; коррекция логических форм мышления. Средства: специальные дидактические игры-загадки, стимулирование самостоятельном активности (ведет к развитию креативности); дидактические игры на обобщение типа «Четвертый лишний», «Назови, что подходит».
- начальных форм произвольного внимания и памяти. Задачи: развитие мнемической деятельности ребенка — выделение особых задач запоминания и воспроизведения прошлого опыта; становления умения ребенка контролировать свою деятельность
- коррекция речевого развития. Задачи: обогащение и активизацию словаря, формирование звуковой и грамматической правильности речи, формирование выразительности речи, формирование связной контекстной речи, формирование планирующей и регулирующей функций речи, обучение звуковому анализу слов и словесному анализу предложений в плане подготовки к обучению детей грамоте.
.
Готовность ребенка к школьному обучению — сложное системное образование, включающее помимо предметно-специфической готовности (математики, чтения и письма) собственно психологическую готовность:
- личностную готовность, предполагающую сформированное социальных и познавательных мотивов и определенный уровень развития общения;
- развитие произвольности как умения ребенка планировать, регулировать и контролировать свою деятельность в соответствии с принятым образцом;
- развитие наглядно-образного мышления и начальных форм дискурсивного.
Задачи: 1) коррекция внутренней позиции ребенка в направлении осознания и принятия позиции школьника; 2) формирование общей способности ребенка к обучению.
3. Коррекция личностного развития
1) Трудности с родителями :
Этапы коррекции:
- родительский тренинг, преследующий цель повышения родительской компетентности в вопросах воспитания;
- организацию коррекционных игр ребенка с психологом, направленных на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства;
- организацию совместных игр родителей с детьми на свободную тему и по заданному сюжету.
Агрессивность и конфликтность в отношениях между братьями и сестрами.
Задачи: создание условий, облегчающих процесс принятия старшим ребенком своей новой позиции в семье как старшего и более взрослого члена семьи; осознание старшим привлекательных сторон своей новой позиции как приближения к позиции взрослого; сохранение родителями требовательности к младшему ребенку и «принципа справедливости» при разборе конфликтов между детьми.
Средства: совместные формы игровой и продуктивной деятельности (однако лишь вне периода резкого обострения).
Непослушание и агрессивность ребенка в отношениях с воспитателем.
Причины: неблагополучию в отношениях с родителями (агрессивность родителей, их пренебрежение к ребенку или, напротив, чрезмерная уступчивость); несформированность у ребенка способности произвольной регуляции своей деятельности; профессиональная квалификация и личностные особенности воспитателей.
Средства:
- организация совместных форм игровой и продуктивной деятельности ребенка со взрослым,
- ориентация ребенка на адекватные способы и средства коммуникации и организацию их усвоения;
- повышение психолого-педагогической подготовки воспитателей способствует проведение специальных занятий с ними. Неадекватные отношения со сверстниками.
Причины:
- недостаточное развитие социальных мотивов, ориентированности на сверстника, на сферу его потребностей и интересов,
- низкий уровень развития необходимых коммуникативных навыков и умений,
- несформированностью тех видов деятельности, по поводу которых дети устанавливают самостоятельные активные отношения.
Средства:
- совместные формы сюжетно-ролевой и продуктивной деятельности,
- восприятие художественной литературы, включающее игры-драматизации и специальные беседы по содержанию прочитанного рассказа. Специально организованное восприятие ребенком нравственного содержания литературного произведения является важным условием формирования у ребенка эмпатии, осознания им особой сферы чувств и переживаний другого человека, т. е. формирования «знаемых» социальных мотивов.
- совместные формы деятельности детей, в которых организуется формирование адекватных коммуникативных умений и создаются условия для усвоения нравственных норм.
- коллективная игра. Целесообразно применение метода «социальной терапии», обеспечивающего формирование у детей положительного отношения к одному из членов группы благодаря устойчивой высокой оценке значимого взрослого, а также метода статусной психотерапии. Метод статусной психотерапии построен на возрастных перемещениях ребенка из одной группы в другую с соответствующим изменением относительной успешности деятельности ребенка: относительным повышением у «робких», «изолированных» детей и относительным понижением у «звезд» с проявлением авторитарно-эгоистических тенденций.
Эмоциональная напряженность ребенка, а также конформизм, пассивность, безынициативность.
Средства:
- организация адекватного типа воспитания,
- «принцип систематической десенсибилизации» в форме предъявления дозированных корригирующих заданий с постепенным увеличением их объема и сложности при высказывании положительной оценки со стороны взрослого, а при организации кооперативных форм деятельности — и со стороны сверстников.
- музыкально-ритмические занятия, подвижные игры, рисование
Психологическая адаптация адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию.
Задачи:
- обеспечение стабильности и преемственности коллектива детей,
- формирования у ребенка адекватных форм общения со взрослым и сверстниками.
- развитие у ребенка игровых мотивов и умений, позволяющих ему легко включиться в коллективную игру.
- психолого-педагогическая подготовка взрослых
Средства:
- ограничение длительности пребывания в детском саду, постепенное увеличение продолжительности пребывания в яслях и садах,
- проведение индивидуальных и групповых форм игротерапии.
3. Коммуникативнык трудности старших дошкольников.
В дошкольном возрасте представления ребенка о себе складываются в соотнесении с образами других детей. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Ребенок с любопытством наблюдает за другими детьми, ревниво сравнивает их достижения со своими, с интересом обсуждает со старшими собственные дела и дела своих товарищей. Во многих исследованиях отмечается, что к старшему дошкольному возрасту складываются устойчивые отношения детей друг к другу.
Приобретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой дети усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и согласованных действий в игре на основе общего замысла, содействуют развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах. К шести годам проявляется, а к семи крепнет особый интерес детей к общественно направленной трудовой деятельности, содержательным длительным играм, занятиям, где ребята получают знания об общественных явлениях.
В развитии организованного поведения детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различия. Одни дети придерживаются норм поведения, умеют трудиться хорошо, быстро доводят дело до конца, оказывают помощь товарищу, активно реагируют на предложение играть, трудятся вместе, замечают нарушение тех или иных правил порядка, стараются эти нарушения устранить.
Изменяется характер взаимоотношений дошкольников. Ребенок шести-семи лет в большинстве случаев играет не один. Радость совместной игры порождает новые отношения между детьми: товарищество и дружбу.
У старших дошкольников заметно возрастает активность, ярче проявляется инициатива, самостоятельность в разных сферах жизни.
У ребенка начинают развиваться организаторские умения. Дети-организаторы умеют выбирать тему игры и задания, привлечь к работе товарища. Организаторские умения развиваются в неразрывной связи с формированием таких качеств личности, как смелость, настойчивость, активность, самостоятельность, ответственность и целеустремленность. По-иному происходит усвоение этических норм. Если дети среднего дошкольного возраста оценивают поступки героев только как плохие как хорошие, дети старшего дошкольного возраста способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения. Дети улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному порадовать, огорчить, проявить заботу. При выборе решения того или иного вопроса преобладают эмоциональность, аффективность ребенка, «срабатывая» там, где уместны выдержка, терпение. Это свидетельствует о том, что воля старшего дошкольника еще неустойчива, самоконтроль слабый. Отсюда - важная задача воспитателя - развивать произвольное волевое поведение ребенка в разных видах деятельности.
Старшие дошкольники проявляют интерес к явлениям общественной жизни. Они постоянно обращаются с вопросами к воспитателю, родителям, стремясь утвердиться в своих знаниях, установить логику. Взаимосвязь между той многочисленной информацией, которую они получают извне.
Современные материалы исследований показывают, что представления ребенка о себе и его отношение к себе возникают в ходе общения.
Формирование образа «Я» ребенка в полной мере зависит от той 15 информации, которую ему предоставляет его ближайшее социальное окружение: мир взрослых и мир сверстников. В этом возрасте у ребят начинает складываться общественное мнение. Но вместе с тем нравственные проявления детей отличаются неровностью и неустойчивостью.
Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в процессе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия с окружающими. На протяжении дошкольного детства прослеживается динамика в развитии общения: от младшего к старшему увеличивается интенсивность общения, его избирательность, расширяется круг общения, деятельность, а главное - у ребенка возрастает потребность в общении со сверстниками. Он обретает чувство собственного достоинства и стремится, чтобы его уважали.
Вместе с тем потребность в общении и характер отношений зависят и от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения - с взрослым и со сверстником. Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и с кем дети должны проводить больше времени - с взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть противопоставления «или - или». И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение с взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. Оно обеспечивает приобщение детей к общественно-историческому опыту человечества, через его посредство происходит обмен знаниями, способами, результатами деятельности, воплощенными в материальные и духовные культурные ценности. Кроме того, первичное эмоциональное общение ребенка с взрослыми является первоисточником развития речи. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми.
Однако не менее значимым является общение ребенка со сверстником.
Именно в связи со становлением общения со сверстниками и его развитием в дошкольном возрасте обостряется необходимость дальнейшего овладения нормами взаимоотношений между людьми. В общении с взрослым ребенок усваивает социальный опыт, а вступая в контакты со сверстниками, - обогащает его, приобретает не только новые знания, но и формирует адекватное представление о себе.
Помимо этого, общаясь со сверстниками, старший дошкольник имеет возможность решать различные коммуникативные задачи, учится выстраивать отношения с окружающими по определенным правилам. Ребенок начитает осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений. Кроме того, успешность процесса общения во многом определяется тем, как коммуникативные навыки формируются изначально, а именно в детском коллективе, в группе сверстников. Относительно устойчивые связи и отношения в группе социального приюта складываются не случайно, стихийно, а обусловлены соответствующими причинами.
Каждый ребенок в группе занимает определенное положение. Оно может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. Исследования психологов показали, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным. Оно может меняться под влиянием многих факторо.
Положение ребенка в группе тесно связано с формированием качеств личности детей, но этот процесс происходит не автоматически. Основной путь улучшения положения ребенка в группе сверстников - это выявление и развитие индивидуальных потенциальных возможностей ребенка.
Одно из основных условий благоприятного и успешного пребывания дошкольника в детском коллективе - это положительная эмоциональная атмосфера. Даже временное отсутствие этого условия резко сказывается на снижении активности ребенка, снижает сферу его общения, вызывает в ней тревожность и агрессивность.
Общение ребенка со сверстниками имеет ряд отличительных особенностей. Так, общение с детьми проходит значительно более эмоционально, свободно, раскованно, оживленно, чем с взрослыми. И конечно, все эти особенности общения отражаются в речи детей, в результате чего речь, адресованная сверстнику, сильно отличается от речи, обращенной к взрослым.
Отличительная особенность речи дошкольников, адресованной сверстнику, заключается в преобладании инициативных высказываний над ответами. В контактах с ровесниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать товарища.
Речевое общение дошкольников со сверстниками значительно богаче и разнообразнее по своему назначению, по своим функциям. Такой сложный спектр отношений детей (притворство, желание выразить обиду, фантазирование) порождает разнообразие речевых контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения.
Взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон речи ребенка. В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.
По мнению Ветровой В. В., речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более понятной, развернутой и лексически богатой, поскольку другой ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем взрослый. Именно эта непонятливость сверстника играет важную положительную роль в развитии речи. Разговаривая со взрослым, дети не прикладывают особенных усилий для того, чтобы их поняли, поддержали или ответили.
Опыт отношений с взрослыми и сверстниками обретает для ребенка личностный смысл, так как его содержательную основу составляет процесс познания себя. Совокупность опыта отношений ребенка с взрослыми и другими детьми, подкрепленного участием в совместных видах деятельности, составляет специфический вид опыта - опыт самопознания. Его влияние на развитие детей ощущается на всех этапах дошкольного детства.
Однако формирование опыта самопознания во многих случаях малопродуктивно. Содержание общения взрослого с ребенком ориентировано, в основном, на уточнение его физического состояния, уровень удовлетворения физиологических потребностей. Между тем в дошкольном возрасте ребенок нуждается во взаимодействии другого уровня - личностном, когда предметом обсуждения выступают эмоциональные состояния и проблемы поиска своего места в социуме.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей появляются новые черты во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами.
Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Дети активно проявляют интерес к общению с взрослыми. Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.
Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 5-6 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. На занятиях дошкольники осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.
Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей: проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь.