Оксана Михайлова
Психологическая консультация «Трудные дети или трудные родители»
▼ Скачать + Заказать документы
«Трудные дети или трудные родители»
В вашей семье есть самые главные люди – это дети. То трепетное счастье, которое приносит ребенок в дом, нельзя ни с чем сравнить. Мы готовы на все, чтобы ребенку было хорошо не только физически, но и психологически. Малыш растет, и мы замечаем, что вырастить физически здорового ребенка легче, чем гармоничную личность. Мы стараемся, чтобы он был раскованным, свободным, вежливым. Нам хочется, чтобы ребенок был развит, получил хорошее образование, имел широкий круг интересов, умел легко общаться с окружающими…
Публикация «Психологическая консультация „Трудные дети или трудные родители“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
И тут мы наталкиваемся на разные проблемы, затрагивающие взаимоотношения с ребенком. Он становится более капризным, отказывается от занятий, его перестают интересовать игрушки, у него возникают вспышки гнева и перепады настроения, он становится двигательно расторможенным или апатичным, замкнутым; у него ухудшаются аппетит и сон. Мы не можем понять, что происходит. Ведь наше отношение к нему не изменилось, мы также его любим, беспокоимся о нем, желаем ему только самого лучшего! Постоянно говорим ему, как надо себя вести, что хорошо, а что плохо. Бывает, конечно, не сдерживаемся, кричим, наказываем.
Вначале угрозы действительны, но, а потом и это не помогает. Ребенок перестает слушаться. Замечания о том, что не красиво, плохо, что дети себя так не ведут, не дают результатов. Малыш перестает обращать внимание на все сказанное и «по-хорошему», и «по-плохому»: он как будто не слышит, не реагирует. Вся семья в растерянности. Взрослые в такой ситуации теряются, начинают искать виновного. Это приводит уже к конфликтам в семье. Ребенок находится в хронической психотравмирующей атмосфере, что усугубляет его положение. Проблемы нарастают как снежный ком.
В такой ситуации один выход для взрослого – осознать, что дети особые, и для них нужно особое общение. Особое общение подразумевает в себе освоение принципов взаимодействия родителей и детей, которые позволяют избавиться от эмоционально-поведенческих нарушений, изменить конфликтное поведение ребенка. При этом семейная направленность не затрагивается. Предлагается поменять внешнюю сторону общения с ребенком.
Представим аксиомы конфликтологии для родителей.
Выражение лица: максимально доброжелательное, теплое. Приветливое не раздраженное.
Тон голоса. В любой ситуации в разговоре с ребенком – предельно доброжелательный, теплый, приветливый, не раздражительный.
Лексика. Необходимо избегать:
- употреблять частицы не, так как можно придумать подходящую по смыслу утвердительную фразу;
- приказных форм;
- повелительного наклонения;
- слов «должен», «обязан»;
- конструкций типа «я, а ты…».
Речь. Нужно стараться:
- не говорить с иронией и насмешкой;
- не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
- не ругаться, не кричать на ребенка;
- как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное приятие не за то, что, а потому что это ваш ребенок, не смотря на все проблемы;
- как можно чаще подтверждать, декларировать свою любовь к нему;
- не говорить малышу, что вы не любите его или на него обиделись, а потом радоваться в душе, что он расплакался, потому что воспринял серьезно. Неоднократное применение этого приема скоро перестанет действовать, и вы будете думать, что у вас черствый ребенок.
Общение:
- не давайте ребенку чувствовать себя плохим, он может в это поверить;
- отвлекайте от неправильного поведения или занятия, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий;
- не вставайте на сторону людей, обвиняющих вашего ребенка публично, а лучше потом, без посторонних спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудите возникшую проблему и помогите ее решить;
- не хвалите в присутствии ребенка кого-то другого и не ставьте кого-либо в пример.
Помните:
- телевизор или видео – не нянька. Передачи лучше смотреть вместе, это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком;
- если вы огорчены чем-то, то постарайтесь обязательно объяснить малышу, что это связано не с ним, что ваш ребенок – это радость, и вам с ним хорошо;
- как можно чаще прикасайтесь к ребенку мягкой, расслабленной рукой, а не кончиками пальцев. В дошкольном возрасте ребенка нужно обнимать, поглаживать, если он этого хочет.
Ситуация
Дочь взяла без разрешения мамину блузку и нечаянно испачкала ее фломастерами.
Положительный исход
Реакция мамы: спокойным приветливым тоном,
без раздражения и елейности мама говорит: Маша,
ты сегодня рисовала? Наверное, пришел озорник Карл-
сон и разрисовал мою блузку, а ты как хорошая девочка
пыталась ее спасти, но не получилось. Ты ведь знаешь,
как я огорчаюсь, когда без разрешения берут мои вещи.
Давай выберем время, возьмем все необходимое и выве-
дем пятна. Я думаю, ты больше не разрешишь, Карлсону
безобразничать в нашем доме.
Реакция дочери: она не ощущает себя плохой девочкой
дальнейшем становится раздраженной, плаксивой,
Отрицательный исход
Реакция мамы: мама ругает дочь, та отказывается
от сделанного. Мама добивается признания. Дочь наказана.
Мать раздражена. Скандал долго не утихает.
Реакция дочери: она чувствует себя самой плохой, в
дальнейшем становится раздраженной, плаксивой,
неоднократно повторяет нарушения.
Надеемся, что данные аксиомы семейной конфликтологии помогут вам найти выход из трудных ситуаций в общении с детьми. Главное, прежде чем что-то предпринять – подумайте, чем это может закончиться.
Но в семейных взаимоотношениях важным иногда бывает не только характер общения, но и совместная деятельность, которая сближает членов семьи. Чем же можно заняться с детьми? Вместе затеять уборку в квартире, вместе приготовить что-то не сложное, предложить ребенку помочь на даче. Но интерес у ребенка к такой работе не долгий, а родители иногда просто не знают, чем же еще заняться с детьми. В данной ситуации родителям можно посоветовать приобрести пособие Т. А. Куликовой «Я и моя семья» из серии «Предшкольная пора» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. В этом пособии родители могут получить советы: как вызвать у детей интерес к истории семьи, помочь разобраться в семейных ролях, научить выражать свое отношение к близким людям, поддерживать их конкретными действиями и делами. Работа с этим пособием поможет взрослым найти способы общения с детьми, а детям – осознать важность семейных традиций, совместного труда и отдыха, необходимость уважительного, заботливого отношения к членам своей семьи; скорректировать свое поведение в конфликтных ситуациях.