Максименко Ольга
Теоретико-методические аспекты экологического воспитания детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
ЦРР МДОУ – д/с №28
«Теоретико-методические аспекты по экологическому воспитанию детей подготовительной группы»
Подготовила :
музыкальный руководитель Максименко О. А.
Орехово-Зуевский г. о., 2021 г.
Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в гармонии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше.
Публикация «Теоретико-методические аспекты экологического воспитания детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно с раннего детства научить ребенка беречь красоту природы, именно в этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе и к окружающему миру.
Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к природе, способность видеть ее красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного или растения.
При ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности.
Задача воспитателя детского сада :
• воспитать отзывчивых и добрых детей;
• формирование у детей способности эстетически относиться к миру;
• воспитывать гуманистическое отношение ко всему живому;
• научить детей экологически грамотному поведению в природе;
• подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы;
• воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего мира.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь с:
• исследовательской деятельностью,
• изобразительного искусства,
• физического воспитания и, конечно,
• музыки и театра.
Например, музыка является средством всестороннего развития и воспитания детей. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.
По мнению О. П. Радыновой - автора программы «Музыкальные шедевры», Музыкальная деятельность, в силу ее эмоциональности, привлекательна для ребенка. Именно музыка, по нашему мнению, может стать эмоционально- оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка — актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. А вот основной задачей программы «Ладушки», разработанной авторами И. Каплуновой и И. Новоскольцевой является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Авторы пропагандируют идею воспитания и развития гармонической и творческой личности ребенка средствами музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности.
Ведущие специалисты рекомендуют реализовать методику экологического воспитания с помощью средств художественно-эстетического воспитания. Так, современные идеи и основные принципы экологического воспитания в дошкольных учреждениях могут быть представлены через использование следующих средств музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности:
• слушание музыки; (является важным разделом на занятиях по художественно-эстетическому воспитанию) Времена года Чайковского, Вивальди, слушать звуки природы, звучание колокольчика
• разучивание распевок экологической тематики, скороговорок для хорошей дикции;
• исполнение песен; (инсценировки песен);
• использование игр (Игры делятся на сюжетные, в которых дети отражают взаимосвязи в природе, обыгрывают природные персонажи и несюжетные, в которых дети отражают явления природы, свойства природных объектов. Музыкально-дидактические игры).
• осуществление музыкально-ритмического воспитания (маршируют, проводится музыкальная экологическая зарядка, например, «Солнышко лучистое»);
• разучивание танцев, хороводов; (это массовый танец, его рисунок – простой круг – олицетворяет движение Солнца вокруг Земли. Стилизованные танцы
• осуществляется театральная деятельность (во время подготовки к утренникам;) В летне-оздоровительной работе, кружковая работа
• музыкальный оркестр (использование таких инструментов, как: деревянные ложки, бубен, ксилофон, маракасы и др. шумовые инструменты). Инструменты, имитирующие звуки природы: треугольник, металлофон, арфа.
На следующем слайде представлен современный подход к реализации методики экологического воспитания с использованием театральной постановки мини сценка «Огород». В данной постановке каждый ребенок отождествляет себя в роли различных овощей, среди которых произошел спор, кто же из них является самым главным и полезным? Театрализованная игра экологической направленности можно с успехом применять для формирования у дошкольников экологического сознания, ведь театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Подготавливая роли, дети закрепляют усвоенные знания о природе. Перевоплощение в персонажей воспитывает в детях заботливое отношение к объектам природы. Такое одушевление природы тесно переплетается с духовно-нравственным воспитанием. Дети знакомятся с новыми понятиями в игровой форме, что вызывает познавательный интерес.
Также с целью осуществления экологического воспитания нами широко используются в практической деятельности все перечисленные выше художественно-эстетические средства: скороговорки, распевки, пение, танцы, театральная деятельность.
Собрать из моих отчетов по тематике танцы, хороводы, сценка огород+оркестр, пение, хоровод, театрализованная игра. Записать Оркестр Джингл Беллс
Список литературы для экологического воспитания
1. Ашиков В. И. Семицветик «Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста» / Ашиков В. И., Ашикова С. Г. - М. : Рос. пед. агентство, 1997. – 132 с.
2. Николаева С. Н. «Программа экологического воспитания дошкольников» / Николаева С. Н. - М. : Новая школа, 1993. - 15 с.
3. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» : прогр. и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
4. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа» : блок занятий «Я и природа» / Рыжова Н. А. - М. : ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005. - 192 с. Книги 1.
5. Зотов В. В. «Лесная мозаика» : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Зотов В. В. ; рис. В. Храмова. - М. : Просвещение, 1993. - 237 с. 2.
6. Виноградова H. Ф. «Дети, взрослые и мир вокруг» / Виногpадова H. Ф., Куликова Т. А. - М. : Просвещение, 1993.-127с.
7. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» : учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений / Николаева С. Н. - М. : Академия, 1999-181 с.
8. Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе» метод. матеpиал для pаботы с pодителями в дошк. учpеждениях / Николаева С. Н. - М. : Новая школа, 1993. - 64 с.
9. Рыжова Н. А. «Воздух-невидимка» : пособие по экологическому образованию дошк-ов / Рыжова Н. А. ; науч. ред. Г. А. Ягодин. - М. : Линка-Пресс, 1998. - 126 с. Статьи 1. Бобылева Л. «К природе - с добротой» : экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
10. Зеленкова О. С. «Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей» / Зеленкова О. С. // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
11. Курашова В. «Методика экологического воспитания средствами фольклора» / Курашова В. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 108-111.
12. Бодракова Н. И. «Экологическое воспитание дошкольников» / Бодракова Н. И. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.
13. Афимьина В. «Маленькие экологи» / Афимьина В. // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 4. - С. 47-52; .№ 5. - С. 54-58. 6. Зерщикова Т. «Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим» / Зерщикова, Т., Ярошевич Т. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 3 - 9.
14. Зенина Т. «Экологическое воспитание детей раннего возраста» / Зенина, Т. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 16 - 26.
15. Воспитание экологической культуры 1. Шинкарева Л. В. «Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста» / Шинкарева Л. В., Полыгина А. П. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 67-73.
16. Григорьева А. И. «Формирование экологической культуры дошкольника» / Григорьева А. И. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 44-45.
17. Сэротэтто В. И. «Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве» / Сэротэтто В. И. // Методист. - 2006. - №4. - С. 60 - 68. 4. Веревкин И. «Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников» / Веревкин И., Чиженко Н. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.
18. Игра в экологическом воспитании дошкольников 1. Богданец Т. П. «Экологические игры для дошкольников» / Богданец Т. П. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 84-89.
19. Богданец Т. П. «Как развивать экологическое мышление в игре» / Богданец Т. П. // Современный детский сад. - 2008. - № 7 - С. 25- 28.
20. Богданец Т. «Игры и экология» / Богданец Т., Газина О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. - С. 30 - 43.
21. Константинова Т. В. «Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ» / Константинова Т. В. // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - №1. - С. 46-48.