МААМ-картинки

Технология проблемного обучения в ДОУ

Татьяна Прусакова
Технология проблемного обучения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Использование современных педагогических технологий открывает

новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В статье 20

Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится,

что в образовательных организациях осуществляется инновационная

деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы

образования с учетом основных направлений социально-экономического

развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений

государственной политики Российской Федерации в сфере образования».

Публикация «Технология проблемного обучения в ДОУ» размещена в разделах

Инновационная деятельность в ДОУ направлена «на разработку, апробацию

и внедрение новых образовательных технологий». Поэтому актуальным на

сегодняшний день становится эффективное использование технологий в

дошкольном учреждении.

Что же означает сам термин «технология»? Технология происходит от

греческого слова «мастерство, искусство, умение, совокупность приёмов и

способов получения, обработки и переработки сырья, материалов». Ядро

любой технологии : это – цель - средства - правила их использования –

результат.

Цель технологии проблемного обучения в детском саду – это воспитывать

способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию,

самостоятельно находить правильный ответ.

Основатель проблемного обучения Джон Дьюи, американский

философ, психолог и педагог (1859-1952гг.). Он считал, что ребенок

усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а

удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом

своего обучения.

В нашей стране проблемным обучением занимались отечественные

психологи - Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И.

Махмутов, М. Н. Скаткин, которые утверждают, что суть проблемного

обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи,

создания условий для исследования путей и способов ее решения для того,

чтобы ребенок сам добывал знания.

Обучение будет проблемным тогда, когда будет проблемная ситуация.

Ценность занятий, построенных по данной технологии огромна. Т. к. в

проблемном обученииотражены требования к современному образованию:

· собственное добывание знаний ребенком, устраняя, таким образом,

противоречие между логикой отдельной научной области знания и логикой

процесса познания конкретной личности;

· субъектность присвоения знаний;

· учёт интересов и склонностей ребёнка, его ценностных ориентаций;

· «радость открытий», получение удовольствия и позитивное

подкрепление.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что

воспитатель создаёт познавательную задачу, ситуацию и предоставляет

детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее

усвоенные знания и умения.

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация

взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под

руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную

самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей

критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью

определенных приемов, методов и средств.

монологическом;

рассуждающем;

диалогическом;

эвристическом;

исследовательском;

методе программированных заданий.

Метод монологического изложения.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в

совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает

воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в

форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность

сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают

детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать,

сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к

выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за

ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые

предлагают детям.

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном

обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила

или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь

смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой

деятельности дошкольника.

Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению,

к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире

человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает

окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что

дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо

знакомым.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении :

1 Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при

активном слушании и обсуждении детьми.

2 Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его

руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на

самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3 Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У

ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать

проблему.

4 Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не

указывает на проблему : ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

(Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Квест как образовательная педагогическая технологияКвест как образовательная педагогическая технология Квест- как образовательная педагогическая технология. Квест (англ. quest, - приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных.

Квест-технология в ДОУКвест-технология в ДОУ В нашем детском саду "Парус" мы, с удовольствием,проводим квесты. Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем,.

Здоровьесберегающая технология. Плавание в бассейнеЗдоровьесберегающая технология. Плавание в бассейне В этом году после ремонта у нас в саду возобновились занятия по физической культуре в бассейне, чему дети были необычайно рады. Плавание.

Мастер-класс для воспитателей «Кейс-технология в ДОУ» Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании» Шахова Н. Г. 1 слайд. Современный мир жизни задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Педагогическая технология «Квест-игра»Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест - игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Технология изготовления куклы-масленицыТехнология изготовления куклы-масленицы Технология изготовления куклы-масленницы Ребята нашего центра, на протяжении последних лет, продолжают традицию изготовления личной куклы–масленицы.

Технология развивающей среды в ДОУТехнология развивающей среды в ДОУ   Технология развивающей среды в ДОУ  Смоленская область город Ярцево  МБДОУ №14 Воспитатель Арутюнян Л. А. «игра – это огромное светлое.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология проблемного обучения в ДОУ
Опубликовано: 27 апреля 2021 в 14:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология проблемного обучения в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Прусакова (УИ 373994) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД