Татьяна Прусакова
Технология проблемного обучения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных педагогических технологий открывает
новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В статье 20
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится,
что в образовательных организациях осуществляется инновационная
деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы
образования с учетом основных направлений социально-экономического
развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений
государственной политики Российской Федерации в сфере образования».
Публикация «Технология проблемного обучения в ДОУ» размещена в разделах
Инновационная деятельность в ДОУ направлена «на разработку, апробацию
и внедрение новых образовательных технологий». Поэтому актуальным на
сегодняшний день становится эффективное использование технологий в
дошкольном учреждении.
Что же означает сам термин «технология»? Технология происходит от
греческого слова «мастерство, искусство, умение, совокупность приёмов и
способов получения, обработки и переработки сырья, материалов». Ядро
любой технологии : это – цель - средства - правила их использования –
результат.
Цель технологии проблемного обучения в детском саду – это воспитывать
способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию,
самостоятельно находить правильный ответ.
Основатель проблемного обучения Джон Дьюи, американский
философ, психолог и педагог (1859-1952гг.). Он считал, что ребенок
усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а
удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом
своего обучения.
В нашей стране проблемным обучением занимались отечественные
психологи - Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И.
Махмутов, М. Н. Скаткин, которые утверждают, что суть проблемного
обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи,
создания условий для исследования путей и способов ее решения для того,
чтобы ребенок сам добывал знания.
Обучение будет проблемным тогда, когда будет проблемная ситуация.
Ценность занятий, построенных по данной технологии огромна. Т. к. в
проблемном обученииотражены требования к современному образованию:
· собственное добывание знаний ребенком, устраняя, таким образом,
противоречие между логикой отдельной научной области знания и логикой
процесса познания конкретной личности;
· субъектность присвоения знаний;
· учёт интересов и склонностей ребёнка, его ценностных ориентаций;
· «радость открытий», получение удовольствия и позитивное
подкрепление.
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что
воспитатель создаёт познавательную задачу, ситуацию и предоставляет
детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее
усвоенные знания и умения.
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация
взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под
руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную
самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей
критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью
определенных приемов, методов и средств.
монологическом;
рассуждающем;
диалогическом;
эвристическом;
исследовательском;
методе программированных заданий.
Метод монологического изложения.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в
совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает
воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в
форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность
сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают
детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать,
сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к
выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за
ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые
предлагают детям.
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном
обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила
или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь
смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой
деятельности дошкольника.
Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению,
к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире
человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает
окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что
дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо
знакомым.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении :
1 Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при
активном слушании и обсуждении детьми.
2 Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его
руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на
самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3 Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У
ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать
проблему.
4 Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не
указывает на проблему : ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.
(Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.