Ирина Чуксина
Технологии ТРИЗ как одна из форм современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Любая деятельность может быть либо технологией,
либо искусством. Искусство основано на интуиции,
технология - на науке. С искусства всё начинается,
технологией заканчивается, чтобы затем всё
началось сначала.
В. П. Беспалько
Слайд2. Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого дошкольника. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Публикация «Технологии ТРИЗ как одна из форм современных образовательных технологий» размещена в разделах
В образовательном процессе детям недостаточно предоставляется возможность проявить свои творческие способности, не всегда удается высказать свое мнение. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. Одним из способов решения этой проблемы можно считать применение теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Слайд 3. Основоположником, которой является выдающийся российский ученый, изобретатель, писатель и педагог Генрих Саулович Альтшуллер.
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. На вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать открытия.
Слайд 4. В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие функции:
• Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.
• Обучение самостоятельной работе.
• Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.
• Обучение эффективной работе в группах.
• Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.
При этом все пункты выполняются с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении, который дает возможность достучаться решительно до любого ребенка.
В итоге, у малышей:
• Формируется своя точка зрения на различные вещи.
• Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.
• Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.
• Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.
• Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.
ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
Слайд 5. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста:
• Метод фокальных объектов (МФО) — перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
• Метод Системный оператор помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.
• Метод Робинзона Крузо (МРК) — учит выделять признаки предметов и объектов, подбирать варианты использования объектов не по назначению — использовать ресурсы.
• Метод противоречий. Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций.
• Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников — изменить свойства объекта.
Слайд 6.
• Метод ММЧ (моделирование маленькими человечками) — моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное).
Метод ММЧ помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.
Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному.
Слайд7. Человечки твердого вещества крепко держатся за руки и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.
В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана и т. д.)
Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия – «бегущие», дети характеризуют их как «летящие» или «летающие».
С чего начать работу?
• Свою работу с детьми в рамках этого метода я начинаю с предварительной беседы или сказки о маленьких человечках. Затем вместе с детьми выясняем, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными.
• Слайд 8. На следующем этапе строим с детьми простейшими модели, где участвуют человечки одного вещества. ( например: камень, облако, лужа)
• Моделирование взаимодействие двух веществ – следующий шаг работы ( например: чашка с чаем)
• Слайд 9-11. Освоив эти модели, дети могут моделировать сложные взаимодействия и состояния окружающих предметов, переход из одного состояния в другое (горячий чай в бокале, песок сухой и мокрый, круговорот воды).
Слайд 12. Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.
Почему замерзла лужа? Летом и осенью человечкам было тепло и они лишь касались друг друга. Но вот наступили морозы. МЧ (маленьким человечкам) воды стало холодно, и они крепко взялись друг за друга. Из жидкого состояния вода перешла в твердое, образовался лед.
С приходом весны, солнце стало пригревать. Человечки согрелись, начали двигаться, перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, т. е. получилась вода. Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась.
Слайд 13 Дети очень любят играть в подвижную игру «Мы - маленькие человечки». Дети встают в круг и в зависимости от того, какое слово произносит взрослый, или показывает карточку с изображениями :дети либо стоят, крепко держась за руки (если, например, воспитатель говорит «камень». Не очень крепко держатся за руки, т. е. взрослый может легко эти руки разъединить («бумага»). Начинают бегать (слово «пар», «дым», «запах», стоят рядом, касаясь плечами («вода», «молоко», «сок» и др.).
Слайд 14 Детям можно предложить дидактическую игру «Узнай что это». Дети могут представить любой объект, систему или даже процесс.
Где использовать ММЧ
• Слайд 15 С помощью ММЧ можно обыграть любой режимный момент. Например, дети моют руки. Когда мыло сухое, мыльные человечки крепко держатся за руки. Но вот они повстречались с водой и с водяными человечками. Водяные человечки стоят рядом и касаются друг друга плечами. Человечки подружились друг с другом, и начинают плавать, нырять. Им так весело, что мыльные человечки не заметили, как невольно опустили руки. Сначала они плавают поодиночке, потом некоторые, взявшись за руки. Так образовались мыльные пузыри. Но они быстро лопаются, так как руки у мыльных человечков мокрые, скользкие, им трудно держаться друг за друга.
• С использовании ММЧ интересно проводить познавательные занятия, эксперименты, игры по обучению грамоте, ознакомлению с окружающими. ( например: эксперимент с чашкой из льда. При обучении грамоте составление слов или словосочетаний из М. Ч. где синие человечки согласные, а красные гласные).
• Слайд 16 Использовать моделирование ОД по ФЭМП ( например : посвященное изменению длины предметов, где выступают человечками сами дети.
• Слайд 17 ММЧ можно использовать в ОД по художественному творчеству (смешивание красок)
Слайд 18 Вывод. В процессе использования ММЧ в организации поисково-познавательной деятельности заметила, что дети стали не просто пассивными наблюдателями, как это было вначале, а активными участниками практической части работы, научились высказывать предположения, пусть даже и ошибочные, анализировать полученные результаты. Стали более самостоятельными, активными, а самое главное — усвоили в доступной форме знания о сущности процессов в явлениях неживой природы. Таким образом, метод «Маленькие Человечки» предназначен для детей в возрасте от 5 лет и может быть использован как средство обучения дошкольников.