Юлия Бабина
Креатив-студия «Генерирование идей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство педагогов с техниками развития креативных способностей, повышение творческого потенциала участников студии.
Ход студии.
1. Приветствие ( по-техасски: складывам руки так, чтобы пальцы перекрещивались, выворачиваем ладонями во вне, большие пальцы опущены, встречаясь дергаем за большие пальцы, имитируя, что доим корову)
2. Выяснение ожиданий - Цепочка противоречий «Я пришел сюда и это хорошо, потому что узнаю новое – Я узнаю новое и это плохо, потому что» (передаем двухцветный карандаш или символ «Янь-Инь»)
3. Определение. Качества
Быть креативным значит :
Публикация «Креатив-студия „Генерирование идей“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
- Генерировать нешаблонные, оригинальные идеи
- Создавать фантастические образы, ситуации, идеи, сюжеты
- Развивать творческое воображение
- Выходить за рамки
Провести через 9 точек 4 линии, не отрывая карандаша от бумаги
Провести через 4 точки 3 линии, не отрывая карандаша от бумаги так, чтобы карандаш вернулся в исходную точку
4. Образ творческого человека (работа в тройках, на согнутом втрое листе 3 человека рисуют человека творческого – голова, туловище, ноги, дают название, придумывают историю)
5. Кто я? Психогеометрический тест
«Квадраты» - люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны.
«Прямоугольники» - люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.
«Треугольники» - люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их.
«Зигзаги» - люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления – синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью.
«Круги» - люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность – люди, их благополучие.
Инструкция:
«Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг, изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это – «Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».
6. Техника НЕОБЫЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (генерирование идей)
Оригинальность-быстрота-гибкость
Дети до 5 лет – 90% оригинальных ответов
Дети 7 лет – 20 % оригинальных ответов
Взрослые – 2 % оригинальных ответов
7. Техника Черный ящик или ПОЙМИ МЕНЯ
Правила:
1. Даётся понятие. Группа 4-5 человек выходит за двери. Первый объясняет, не называя понятия. Ответ записывают на листочке
2. Последующему нельзя повторяться
3. Важно, чтобы к концу цепочки понятие сохранилось
Понятие: ПРАЗДНИК, МОЛОДЕЖЬ,
8. Найди пару Метод «Черный ящик»
Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции; - формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т. д.
Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на листе?». Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
На упражнение отводится 10-15 минут.
Вариант: написать на бумажном скотче, прикрепить на лоб имя персонажа, работать в парах задавать вопросы
Пары: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Красная Шапочка – Волк, Малыш – Карлсон, Шерлох Холмс – Доктор Ватсон
9. Мозговой штурм создан американским психологом А. Осборном в конце 30-х годов. При проведении мозгового штурма образовываются две группы: "генераторов" и "экспертов" и два этапа: "генерирование" и "оценка". На первом этапе запрещена любая критика, вплоть до недоуменного пожатия плечами. Наоборот, каждую идею необходимо развивать, какой бы абсурдной она не показалась. Ход штурма обязательно записывается воспитателем.
На втором этапе идеи оцениваются и выбираются самые оптимальные варианты решения проблемы. Пример. 1 этап.
Проблема: Колобок живет в наши дни в высотном доме на 16 этаже. Положили его на окошко остудиться, как ему спуститься?
Генераторы :
- Спустить на воздушном шаре
- На веревке.
- На лифте
- По лестнице
- Прыгнул
- В мусорном ведре
- На самолете.
- Птица унесет.
-Эксперты:
- Где взять воздушный шарик? Как надуть?
-Кто нажмет кнопку?
- Какую примет форму?
- И не разбился?
- Много времени пройдет.
- Можно, если будет низко лететь, но как на него запрыгнуть?
- Можно обмануть птицу.
10. Метод ассоциаций или каталога служит для перенесения свойств с одного объекта на другой (как правило живой и неживой). А затем при помощи свободных ассоциаций выводится большее число следствий, генерируются новые фантастические идеи.
ГОРОД СТРЕКОЗА
блестящая
летающая
быстрая
Блестящий город - после дождя, вечером при освещении, дома сделаны из зеркал.
Летающий город - это детский городок аттракционов. Быстрый город - быстро ездят машины.
11. Метод фокальных объектов предложен в 1926 году профессором Берлинского университета Э. Кунце и усовершенствован в 1953 году американским специалистом И. Вайтингом. Суть метода состоит в том, что выбирается объект, систему держат как бы в фокусе внимания и переносят на нее свойства других, не имеющих к ней никакого отношения объектов. При этом возникают необычные сочетания, которые дальше пытаются развить путем свободных ассоциаций. Данный метод применяется следующим образом:
- выбирается совершенствуемый объект;
- формируется цель его совершенствования;
- выбираются из книг, газет, журналов несколько случайных объектов, записываются их признаки;
- эти признаки переносятся на совершенствуемый объект.
Пример: УЛИЦА
БУМАГА ЖУК МОЛОКО
гладкая жужжащий вкусное
белая с крыльями холодное
На нашей улице гладкая дорога, чтобы не портились колеса у машин. Дома покрашены белой краской, чтобы было спокойно на душе. Жужжащая нежная мелодия льется на улицу из микрофонов. На улице встречаются буфеты, в которых продается вкусное прохладное мороженое. Когда идешь по нашей улице, то кажется, что за спиной растут крылья.
МАШИНА
ДОМ БАБОЧКА ХЛЕБ
многоэтажный легкая вкусный
каменный крылатая мягкий
уютный цветная хрустящий
Наша машина многоэтажная, для перевозки грузов. На первом этаже можно перевозить людей, на втором - продукты, на третьем - промышленные товары. В салоне машины очень уютно, он разукрашен цветными красками и радует людей. Если на пути у машины встречается преграда, она может ее преодолеть, т. к. встроенные крылья позволяют машине летать. В салоне встроены плиты, которые готовят для людей вкусные кондитерские изделия. Люди их едят, удобно сидя в мягких креслах. Машина сделана из крепкого, как камень, материала. Если в салоне раздается хрустящий звук, это значит, что произошла авария. ВОДА ЦВЕТОК
жидкая яркий
холодная пахнущий
горячая разноцветный
Наш слон - это фонтан. Внутри у него жидкая вода для разбрызгивания. Если на улице сильно жарко, для прохлады используется холодная вода, а если дети хотят купаться - размешивают холодную воду с горячей и получают теплую. Фонтан очень яркий, чтобы привлекать внимание людей. В хоботе у слона есть маленький баллончик с газами и вода может изменять запах. Вечером слон сверкает всеми цветами радуги, он разноцветен от различных огоньков.
12. Морфологический анализ создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки, который применил этот подход в 30-е годы. Сущность метода заключается в стремлении систематически охватить все (или хотя бы главнейшие) варианты структуры совершенствуемого объекта, исключить влияние случайности. Метод включает следующие шаги:
- выбирается объект;
- составляется список основных характеристик или частей объекта;
- для каждой характеристики или части перечисляются ее возможные исполнения;
- выбираются наиболее интересные сочетания возможных исполнений всех частей объекта.
Анализ удобно вести с помощью многомерной таблицы, получившей название морфологического ящика.
Пример:
Действующие лица Вид деятельности Объект деятельности
кошка ловит мышей
официант разносит мороженое
комар кусает медведя
В результате получается 27 вариантов. Приведем только часть:
Кошка ловит мороженое. Кошка ловит медведя. Официант ловит мышей. Официант кусает медведя. Комар разносит медведя.
13. СОЧИНЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ЗАГАДОК
Объект
На что похоже? Чем отличается?
1.
2.
3. 1.
2.
3.
Последовательность работы?
1. Выбрать объект (записать на верхней строке)
2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос «На что похож объект?»
3. Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос «Чем отличается?»
4. Вставить слова связки «Как …» и «…но не …»
5. Прочитать готовую загадку
Моя загадка -
Как учитель, но не говорит,
Как компьютер, но электрический ток не нужен,
Как разделочная доска, но на ней не режут.
Что это? (энциклопедия, книга)
14. Написание хайку (рефлексия студии)
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ХАЙКУ
Каждое хайку имеет три строки
В первой и третьей строке по 5 слогов, в средней – 7 слогов
Хайку строится вокруг слов, указывающих на время года
Части композиции связываются мимолётным переживанием
ПРИМЕР ХАЙКУ
Задача трудна.
Справляемся мы легко.
Человек умен.