Мигачева Ирина Петровна
Театральная мозаика во второй младшей группе
КРУЖОК
«Театральная мозаика»
ЦЕЛЬ:
Формировать художественно – эстетическое развитие личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.
ЗАДАЧИ:
1. Знакомить детей с разными видами театра и широко их использовать.
2. Совершенствовать артистические навыки.
Публикация «Театральная мозаика во второй младшей группе» размещена в разделах
3. Совершенствовать умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля. Распределять между собой роли. (развивать фантазию, воображение, раскрепощать ребенка).
4. Развивать речь, интонацию, дикцию.
5. Воспитывать любовь к театру. Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок.
6. Воспитывать чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.
ВОЗРАСТНАЯ НАПРАВЛЕНОСТЬ
Группы количество детей время периодичность занятия Ожидаемый результат
Первый год обучения.
2 младшая группа 10 15 мин
2 пол.
дня 1 раз в неделю Развитие мыслительных процессов, развитие речевых навыков, развитие двигательных навыков.
Второй год обучения
средняя группа 10 20 мин.
2 полов.
дня 1 раз в неделю
Третий год обучения
подготовительная группа 10 30 мин
2 полов.
дня 1 раз в неделю
Пояснительная записка.
Дети и творчество – понятие практически нерасторжимое. Любой ребенок по своей природе – созидатель. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Именно поэтому создание кружка «театральная мозаика» в нашей группе является частью воспитательно-образовательного процесса. Для выполнения цели и поставленных задач используются различные приемы (словесные, наглядные, практические) :
• Чтение и совместный анализ сказок.
• Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера.
• Импровизация
• Игры драматизации с куклами бибабо
• Игры драматизации с пальчиками.
• Ребенок режиссер.
• Ребенок актер.
• Рисование, раскрашивание.
• Словесные, настольно – печатные игры.
В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурками. Распространенным является использование кукол бибабо. Показывается спектакль из – за ширмы; кукловоды держат кукол над головой.
Создавая благоприятные условия для развития театрализованных игр необходимо уже с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, стихотворениям, в том числе и таким которые побуждают ребенка к диалогу. Создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Хорошей потпиткой интереса являются новые знания о театре (в театре есть сцена,фойе, зрительный зал, оркестр, о разных жанрах театрального искусства, об истории театра. Необходимо на протяжении всего обучения подбирать каждому ребенку тот участок работы, на котором он почувствует свой рост, получит удовлетворение. Общими усилиями и с помощью родителей мастерить игрушки самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты.
Необходимо устраивать закрепляющие показательные выступления, приглашая родителей, детей других групп. Организовывать выставки, стенды с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников. При подборе литературных произведений следует отдать предпочтение произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамическими событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя в ней дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи,ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит актера перед необходимостью ясно, четко понятно изъясняться. У него улучшается речь, ее грамматический строй. Поэтому именно театрализованная деятельность помогает решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способов приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу. ; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, робости, застенчивости и неуверенности в себе. Собственно в активном стремлении к творческому исполнению произведения заключается воспитательное значение театрализованных игр.
На протяжении всего обучения дети знакомятся с разными видами театрального искусства. У дошкольников формируется представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. По аналогии собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям. Позже это послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества.
ПРОВЕДЕНИЕ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Методические рекомендации
В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения (словесный, наглядный, практический, чаще всего, сочетая их.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которое включает выполнение поставленных целей.
Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных детьми.
Для поддержания постоянного интереса детей к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы. При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющие знания и навыки.
Нагрузка во время занятия должна соответствовать силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течение всего занятия. Младшие дошкольники быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому руководитель должен заранее продумать, как построить занятие, разнообразить его.
Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приемы с учетом знаний и практических навыков, получаемых детьми на занятиях кружка.
Постоянно развивая интерес детей к занятиям, педагог стремится выбирать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого подхода в переработке моделей или в создании новых образцов. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно – речевое, музыкально – игровое, танцевальное, сценическое, певческое. При грамотном построение воспитательно-образовательного процесса дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение,и т. д. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии возможного разнообразия в оформлении работы. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думая о способах исполнения изделия в том, или ином материале, помогать в решении поставленной задачи. Планирую, выполнение заданий в течение учебного года, руководитель кружка может изменять тему в зависимости от контингента кружковцев, от условий работы, возможностей кружка и характера заготовленного материала. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать познавательной активности детей, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности.
Необходимо помнить, что дети активнее воспринимают материал, если наглядные пособия по мере объяснения темы меняются. Руководитель кружка не ставить задачу точно повторения образца, а с его помощью стремиться вызвать у ребят желание творить самому, изменять, усовершенствовать. Демонстрация изделия, постановка спектакля дополняет знания, полученные детьми в ходе теоретической части занятия. Стремление к творчеству возрастает если у ребенка что – то хорошо получается. Педагог не только говорит о достигнутых успехах, но и обязательно привлекает к ним внимания других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности. С целью усвоения последовательности событий, уточнение образов персонажей организуется разнообразная художественно – творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе раскрылись возможности всех детей
Выполнение задания в группе кружковцев обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу с кружковцами, зачастую дополнительно объяснять задание.
Некоторым детям очень трудно вживаться в роль того или иного героя поэтому работа должна проводится индивидуально, можно с привлечением родителей. Наблюдая за группой в целом, руководитель всегда видит, кто наиболее успешно справился с заданием, и иногда полезно на конкретном примере показать всем, как надо правильно выполнять ту или иную работу.
Психологическому настрою на предстоящую игру служит оформительская деятельность детей: участие в подготовке афиш, пригласительных билетов, декораций, костюмов и т. п. Чтобы в театрализованной игре участвовали все, воспитатель обсуждает с группой, кто будет готовить зрительный зал, кто отвечать за музыкальное сопровождение спектакля (включать и выключать магнитофон)С помощью педагога дети решают кого пригласить.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка её. Надо помнить, что только одно критическое замечание не по существу лишает ребят радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Дети должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой или это должна быть хорошо выполненная копия образца.
Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр спектаклей, дети представляют спектакль сами как артисты, каждый ребенок выполняет свою роль. Такой просмотр можно устроить как для воспитанников других групп, педагогического и обслуживающего персонала, так и для родителей. Приглашенным заранее вручают билеты. Театрализованные постановки можно демонстрировать несколько дней, используя разные виды театра, чтобы дети из других групп могли посмотреть выступления, сравнить их и дать оценку. Организовать выставку атрибутики для театра сделанные детьми и их родителями. Коллективный просмотр выполненных работ, их анализ приучают детей справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтому хорошо, если есть возможность запечатлеть ее с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями. Иногда ребенок замечает свои промахи, критически оценивает отдельные моменты игры, что очень важно для дальнейшего совершенствования игровых умений.
Итак, основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавая условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.
ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ.
На занятиях дети пользуются переносной ширмой, поэтому они должны знать и постоянно соблюдать правила безопасного использования. На первом же занятии педагог знакомит детей с инструментами и приспособлениями для труда и показывает, как правильно ими пользоваться, куда класть во время работы и убирать после занятия. На каждом занятии по мере необходимости руководителю кружка напоминать их детям.
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР :
С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. (почаще обращаться к потешкам, стихотворениям).
Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности (с этой целью, создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалогог, разыгрывают сценки).
Заботиться об оснащении театрализованных игр. (следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты).
Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр (предпочтение следует отдавать произведением с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными положительными характеристиками).