Примачок Евгения
Театрализованная игра как средство развития речи детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная игра как средство развития речи детей 5–7 лет
МАСТЕР-КЛАСС
«Театрализованная игра как средство развития речи детей 5-7 лет»
Публикация «Театрализованная игра как средство развития речи детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Авторы руководства Примачок Е. В., Сущенко А. Л.
воспитатели частного учреждения
дошкольного образования «Чадо-Радо», пос. Краснообск
Актуальность темы:
Детство – это период не только познания окружающего мира, но и время развития различных психических процессов, памяти, внимания. У детей в дошкольном возрасте идет активное развитие речи. И надо отметить, что в последнее время все больше детей с различными речевыми нарушениями. Не секрет, что многие родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии.
Речь формируется в деятельности, а игра является ведущим видом деятельности дошкольного детства, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.
Цель мастер-класса:
Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников в игровой деятельности.
Задачи:
• Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий;
• Активизировать педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта;
• Обеспечить оптимальные условия для обмена опытом, заинтересованности педагогов в творчестве и инновациях.
Основные этапы мастер-класса:
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
3. Рефлексия. Итог.
Продолжительность мероприятия: 20 -30 минут
Оборудование: (карточки с изображениями лиц с разными эмоциями, чистые листы бумаги, карандаши, мяч)
Ожидаемый результат: Педагоги могут использовать игровые технологии в профессиональной деятельности на местах.
«Вся наша жизнь игра, а люди в ней актеры»
В. Шекспир, англ. поэт и драматург
«Театрализация – это волшебный мир, в котором
ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее.»
О. П. Радынова
Начать необходимо с того что игра – это самый естественный вид деятельности детей.
Что может дать театрализованная деятельность детям в их психофизическом развитии, какие задачи позволяет решать:
• учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке;
• строить диалог с партнером на заданную тему;
• развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
• запоминать слова героев спектаклей;
• развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
• упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;
• воспитывать нравственно-этические качества.
И при всем этом многообразии и «взрослости» задач не нужно забывать самого главного, что театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь.
Коротко о том, в чем заключается педагогическое руководство воспитателя театрализованной игрой для развития речи :
Воспитатель или педагог помогает ребенку знакомиться с театральным искусством, театральными профессиями, навыками поведения в театре. Развитие творческой активности и игровых умений происходит под руководством педагога. Воспитатель побуждает ребенка к творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности (мимика, жесты, поза, интонация). Для этого педагог использует этюды (игровые ситуации, в которых ребенок создает определенные художественные образы, например «Цветок распускается», «Котята умываются»).
В ходе этюдов воспитатель может использовать музыку, соответствующую определенному настроению или образу (например, слушая «Марш» из балета Щелкунчик П. И. Чайковского, можно легко представить маленьких солдатиков). С помощью упражнений-этюдов можно создавать игровые ситуации и незаметно для ребенка вовлекать его в процесс: например котенок бежит. Грустный утенок гуляет по лужам. Воспитатель использует диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие (например, стихи с вопросом - ответом). Более сложные по организации и проигрыванию это сюжетные игры-этюды, которые являются центральным звеном, где включены все частности, описанные выше – этюды «В парикмахерской». «В магазине», «У врача», «На остановке» и т. д.
Для работы над продолжительным действием берутся народные сказки, которые, как правило, хорошо знакомы детям и не требуют специального разучивания. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди, поэтому проблем в отсутствии персонажа в день спектакля не будет. В подготовительный к спектаклю период можно объединять детей в группы, например, режиссеры отбирают на роли, актеры репетируют роли, художники декораторы рисуют афиши, пригласительные билеты, элементы декораций, костюмеры готовят элементы костюмов (можно с родителями).
Воспитатель в подготовительный период организует и координирует всю работу детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Важно помнить и создавать для каждого ребенка ситуацию успеха в различной деятельности.
Итак, с чего начать. Представим, что наше тело – это инструмент, который перед работой необходимо настроить. А для развития речи и постановки правильного дыхания необходимо тело разбудить.
Я приглашаю вас сейчас вместе со мной поиграть и настроить наш с вами инструмент.
I. Игры-упражнения на три вида выдыхания.
Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-й вид дыхания обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер – ССССССССС…
Шумят деревья – ШШШШШШШ….
Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…
Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…
2-й вид дыхания обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос – ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!
Сверлит дрель – ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!
Пилит пила – С! С! С! С! С!
Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!
Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении.
Например: мотоцикл.
Заводим мотор: Р! Р! Р! Р! …РРРРРР! РРРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРРРРР….
II. Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой.
Игра «Больной зуб»
Детям предлагается представить, что у них болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
Игра «Капризуля»
Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на руки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.
Игра «Колокольчики»
Дети распределяются на две группы, каждая по очереди изображает звон колоколов: удар – бом! Отзвук – мммм…
БУммм – Боммм! БУммм – Боммм! БУммм – Боммм!
ДИньнь – Донн! ДИньнь – Донн! ДИньнь – Донн!
Игра «Колыбельная»
Дети воображают, что они укачивают игрушку и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».
III. Игры на расширение диапазона голоса.
Игра «Чудо-лесенка»
Ход игры: Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.
Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю
Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю
Шаг-на-го-ры
Шаг-на-ту-чи
А-подъ-ем-все-вы-ше-кру-че…
Не-ро-бе-ю, пе-ть хо-чу,
Пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу!
Игра «Самолет»
Ход игры: в правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мертвую петлю», наконец приземляется на аэродроме. Движения руки сопровождаются танцующим звуком ААААААА… или ЗЗЗЗЗЗЗ… Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.
IV. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
«Деревья качаются»
На музыку в высоком регистре дети имитируют трепание листьев на ветру (машут кистями рук, а в среднем регистре – покачивание веток (машут руками, в низком регистре – раскачивание стволов (движение корпусом).
Игра «Шалтай-Болтай»
Педагог: «Какая большая тряпичная кукла! И голова у нее отдельная. Это Шалтай - Болтай»
Педагог.
Шалтай – Болтай сидел на диване.
Шалтай – Болтай свалился во сне.
И вся королевская конница,
И вся королевская рать…
Не могут Шалтая,
Не могут Болтая,
Шалтая – Болтая, Шалтая – Болтая,
Шалтая – Болтая поднять. Дети.
Стоят на месте, поворачивают корпус вправо-влево, руки свободно висят.
На последний слог наклоняют корпус вперед - вниз, руки свободно висят.
Маршируют на месте.
То же.
Имитируют поднимание тяжести с пола: наклоняют корпус сначала вперед, потом назад, на последний слог наклоняют корпус вперед - вниз, руки висят.
Игра «Кактус и ива»
Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.
Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы» : слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.
Игра «Снеговик»
Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.
Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.
Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.
V. Игры на развитие выразительной мимики.
Цель игр: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
Игра «Эмоции и чувства»
Движения мимики тесно связаны с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.
Ход игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображение «Лиц» с разными эмоциями. Каждый участник по очереди изображает выражение лица и произносит фразу, соответствующую данной эмоции, присутствующие должны догадаться и назвать эмоцию, например, «Скоро новый год» (радость, злость, грусть, удивление и т. д.)
Игры-этюды на развитие мимики
• Соленый чай.
• Ем лимон.
• Сердитый дедушка.
• Лампочка потухла, зажглась.
• Грязная бумажка.
• Тепло-холодно.
• Рассердились на драчуна.
• Встретили хорошего знакомого.
• Обиделись.
• Удивились.
• Испугались забияку.
• Умеем лукавить (подмигивание).
• Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).
• Мне грустно.
• Получить подарок.
• Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.
Игра «Любопытный»
Цель: Развивает быстроту мышления, фантазию, речь.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям на любой вопрос, который он задаст, отвечать быстро, только словами, начинающими с буквы «К».
• Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира,)
• Как называется город, в котором вы отдыхали? (Калининград, Кстово и т. д.)
• Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик и т. д.)
• Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)
• Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)
• Какие вывески на звук (К) вы встречали на улице? (кондитерская, крыши,и т. д.).
Какая у вас любимая игрушка? (кукла, конструктор, кегли и т. д)
Ведущий говорит следующий звук, а участники сами задают друг другу вопросы и отвечают на них. (На букву «Т»)
Игра «Придумай рассказ»
Правила: Придумать рассказ, в котором все слова начинались бы на определенный звук. Например, на звук (П). Если игроков много, разбить на подгруппы.
Папа пришел поздно. Поцеловал Павлика, погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал пирог. Поужинал. Поднялся, постелил постель, потянулся. Присел, поправил подушку. Прилег.
Игра «Два круга»
Взрослые строятся в два круга – внешний (большой) и внутренний (3-4 человека) Игроки из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… фрукты». Игроки большого круга должны быстро назвать любой фрукт, например, яблоко. Педагог первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («… с собою берем посуду, мебель, животное, и т. д.) Последний взрослый, оставшийся в большом круге должен выполнить какое-либо задание.
Игра «Шагай-ка - называй-ка»
(«Кто быстрее доберется до финиша») С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем. 2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Слова утешения», «Ласковые слова для мамы»….
Сегодня мы с вами попробовали поиграть лишь в некоторые игры из большого их количества. Существует большое количество литературных источников по данной теме. Которые постоянно пополняются новыми играми, упражнениями.
И как вы смогли убедиться, порой, для театральных игр не требуется глобальной подготовки, реквизита и прочих составляющих игра может родиться любой момент. Главное чтобы воспитатель или педагог театральной студии верил сам то, что он делает.
Игре научить нельзя. Но научиться можно! Играть весело! Играть занимательно и всегда интересно и детям, и взрослым, поэтому, возвращаясь к отправной точке нашего мастер-класса, можно подвести итог:
Театрализованная игра – как и игра в целом, необходима в дошкольном возрасте. Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.
Мы хотим узнать у вас, уважаемые коллеги, был ли полезен для вас наш мастер-класс? Узнали ли вы что-то новое для себя? Пополнилась ли копилка вашего профессионального опыта? Будете ли вы использовать описанные нами технологии в своей деятельности?
Нам было очень приятно с вами общаться. Спасибо за внимание!
Библиографический список:
1. Антипина Е. А. Театрализованные занятия в детском саду. М. : Сфера, 2004;
2. Бодраченко И. В. Театрализованные музыкальные представления. М. : Гном и Д, 2006;
3. Картушина М. Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М. : 2004;
4. Махнаева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М. : 2004;
5. Потапчук А. А., Воронина И. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. М. : 2001
6. «Театрализованная деятельность дошкольников». Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.
7. «Театральная палитра». Программа художественно – эстетического воспитания. О. В. Гончарова. М. ,20010.
8. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М. : Владос, 2001;
9. Музыкальная палитра – учебно-методический и музыкально-литературный журнал с 2000-2010
Информационные ресурсы:
10. https://dohcolonoc.ru«Дошколёнок. ру» . Сайт для воспитателей детских садов
11. https://doshvozrast.ru/metodich/metodich.htm «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» (Методическая работа в детском саду (в ДОУ)
12. https://dovosp.ru/journals Издательский дом «Воспитание дошкольника».
13. https://vospitatel.com.ua/ Сайт «Воспитатель»
14. https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/«О детстве» портал для детей, родителей и педагогов