Екатерина
Театрализованная деятельность как средство адаптации у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта:
Успешная адаптация детей к ДОУ посредством театра.
Развивать эмоционально-чувственную сферу детей раннего возраста применяя метод театрализованной деятельности
Задачи:
1. Подбор литературы по данной теме
2. Познакомить детей раннего возраста с русскими народными сказками, через театрализованную деятельность.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство адаптации у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
3. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
4. Развивать познавательные способности ребенка, эмоционально-чувственную сферу, любознательность, творческое воображение, память.
5. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом
6. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.
7. Воспитывать у детей познавательный интерес к сказкам, театральному поставлению,игрушкам и эмоциональное взаимодействие с ними.
8. Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе ДОУ.
Актуальность проекта.
Сказка для детей раннего возраста играет особую роль в развитии ребенка, так как в этот период закладываются основы постижения окружающего мира. Чем привлекательнее, безопаснее и счастливее этот мир для ребенка в детстве, тем более счастливым и уверенным он будет ощущать себя во взрослой жизни.
Сказка способствует сохранению и укреплению психического здоровья, профилактике тревожности, агрессивности, развитию положительных эмоций, добрых чувств. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.
Проблема.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Совместное чтение книг – это эмоциональная связь между матерью и детьми. Если в первые годы жизни ребенок лишен эмоциональной связи, то у него обнаруживаются такие нарушения психического развития, как ограничение способности к нормальным отношениям с людьми, агрессивность, жестокость, раздражительность, импульсивное поведение
В наше время все меньше и меньше родителей рассказывают своим малышам сказки перед сном
Однако сегодня только 64% родителей читают своим детям книги, и только каждый пятый ребенок из этого числа перед сном погружается в волшебный мир сказки. Четверти миллиона детей в возрасте 1.5-2 года родители вообще ни разу не читали сказку перед сном, заменяя ее на аудиосказку.
Предполагаемый результат:
1. Способствовать преодолению стрессовых состояний, снижению импульсивности, тревожности у детей в период адаптации посредством театрализованной деятельности русских народных сказок.
2. Научить детей проявлять интерес к сказкам
3. Узнавать сказочных героев, рассматривать иллюстрации к художественному произведению
4. Выражать и изображать различные эмоции, с интересом слушать сказки в исполнении воспитателя с одновременным показом различного вида театра
5. Развивать эмоционально-чувственную сферу детей применяя метод сказкотерапии.
Формы и методы работы. НОД.
• Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение дня.
• Художественные средства (изо, лепка, художественная литература).
• Рассматривание картин, иллюстраций.
• Сюжетно-ролевые, дидактические игры,театр
• Использование ИКТ.
• Интеграция образовательных областей.
Работа с родителями.
• Памятка «Какие сказки читать детям?».
• Папка-передвижка «Сказка в жизни ребенка».
• Электронное анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»
• Участие родителей в театрализованной постановки сказки «Репка»
Цель:
1. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
1. 2. Развивать эмоционально-чувственную сферу детей раннего возраста применяя метод сказкотерапии в семье. Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
• Сбор и анализ литературы по данной теме.
• Разработка плана реализации проекта.
• Разработка дидактических игр, пособий.
• Подборка иллюстративного материала.
• Подборка подвижных, пальчиковых игр по теме.
• Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.
• Подготовка материала для работы с родителями по теме в виде памяток, консультаций, анкет.
• Составление плана работыОсновной этап
• Беседы с детьми.
• Чтение стихов, сказок по данной теме.
• Проведение пальчиковых гимнастик, физкультминуток.
• Рассматривание картин, альбомов на данную тему.
• Дидактические игры, словесные, настольные, сюжетно - ролевые, подвижные, театральные
• Практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности, вызвать положительное отношение к выполнению практических навыков в рисовании, лепке.
• Ситуационные разговоры с детьми.
• Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Заключительный этап
• Театральное развлечение «Путешествие в сказку».
• Оформление отчетной документации проект «Театрализованная деятельность как средство адаптации у детей раннего дошкольного возраста».
Список литературы:
1. 1. Громова О. «Зайка идёт в садик. Проблемы адаптации»- «Карапуз», 2016
2. 2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М. : 2005 - 80 с.
3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи, М. ,-2003
4. 4. Брязгун А. Ф. «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам
5. пришла». – Детство-Пресс, 2015.
6. Винникова Г. И. «Занятия с детьми 2 – 3 лет».
7. Воспитание детей в игре/под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979г.
8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. Новосёловой С. Л. – М. : Просвещение, 1985г.
9. Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей».
10. Кряжева Н. Л. развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004г.
11. Л. В. Артемьева «Театрализованные игры дошкольников», М. «Просвещение», 1991г.
12. Материалы сети «Интернет».
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Восприятие художественной литературы.
Сентябрь 1. Проведение театрализованных игр : «Давайте познакомимся»
2. Беседа «Нравятся ли вам сказки?»
3. Чтение сказки «Как
Зайчик пошёл в детский
сад».
4. Игра «Обними зайку» (телесная терапия).
5. Рассматривание иллюстраций к сказкам: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».
6. Рисование «Колобок»
1. Прочтение сказок вместе с детьми в домашних условиях.
Электронное анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»
Интеграция О. О. : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Театральное развлечение «Колобок»
Игровая деятельность, коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы.
Октябрь 1. Чтение сказки «Слоненок Тоша идёт в детский сад».
2. Чтение сказки «Курочка Ряба».
3. Рассматривание иллюстраций к сказке «Курочка Ряба».
4. Д/и «Собери картинку».
5. Рисование «Зернышки для курочки».
7. Пальчиковые игры.
«Вышла курочка гулять».
8. Игра «Обними курочку Рябу» (телесная терапия) 1. Нарисовать курочку Рябу с помощью нетрадиционной техники рисования (ладошкой).
Памятка «Какие сказки нужно читать детям дома?»
Интеграция О. О. : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Итоговое мероприятие: развлечение настольный театр «Курочка ряба».
Игровая деятельность, коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы
Ноябрь
1. Сказка о детской кроватке. 2. Аудиопрослушивание сказки «Теремок». 3. Показ кукольного театра «Теремок». 4. Рисование «Дорожка к теремку».
5. Физминутки «Зайка серенький сидит», п/игра «Скачет зайка на лужайке», «Вышла курочка гулять» и т. д. 6. Чтение потешек и звукоподражание «Кто как кричит? 1. Подобрать фотографии для оформления фотоальбома «Добрые сказки»
1. Папка-передвижка
Интеграция О. О. : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Итоговое мероприятие: развлечение «В гости зайка к нам пришёл»
Познание, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность. Декабрь 1. Сказки о дружбе «Тигруля и его друзья».
1. Беседа «Как играют дружные ребята».
1. Игра «Зайки и слоны»
Подвижная игра «Зайчишка – трусишка…»
Знакомство с настольными играми (разрезные картинки, пазлы) Знакомство с настольными играми дома Театрализованная постановка сказки «Репка»
с участием родителей.
Интеграция О. О. : речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Итоговое мероприятие: театральное развлечение «Путешествие в сказку».
Результат проекта.
1. В ходе решения задач мы выявили, что использование сказки в адаптационный период детей раннего возраста к условиям ДОУ оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние большинства детей (у них снижается уровень эмоционального напряжения, уменьшается агрессивные проявления); происходит снижение тревожности, боязни остаться одному без родителей. У детей появляется доверительное, доброжелательное отношение не только к воспитателям группы, но и к другим специалистам детского сада, налаживаются доброжелательные взаимоотношения с другими детьми группы.
У детей уменьшаются волнительные переживания, связанные с пребыванием ребенка в детском саду.
2. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую).
3. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами сказок, дети проявляли интерес и желание слушать художественную литературу
4. Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта, организовали совместную выставку рисунков «Любимая сказка ребенка». Приняли активное участие в анкетировании, театрализованной деятельности.